Левитес, Д. Г. Общество и школа: вызовы и ответы : монография / Д. Г. Левитес. — Москва : ИНФРА-М, 2025. — 218 с. — (Научная мысль).
незваный гость хуже татарина. Такая нескромная потребность обыкно венно считается таким же капризом, как и всякое другое желание ребенка, не входящее в педагогические расчеты воспитателя. Учение не отвечает на вопросы ребенка и никогда не бывает расположено так, чтобы ребенок сам понимал его необходимость...»' Потребность часто определяют как нужду, недостаток в чем-либо не обходимом для жизнедеятельности организма и направленном на устра нение этой неудовлетворенности. Ощущение этого противоречия в разных психологических построениях трактуется по-разному: жизненный порыв, чувственный порыв, тенденция, влечение, инстинкт и др. Но чтобы учитель смог не только учитывать, но и в системе развивать познавательные потребности своего ученика, он прежде всего сам должен осознать двойственную природу педагогических целей, о которой мы го ворили выше. Адаптация в окружающем мире, будь то природа или общество, не сомненно, требует овладения нормами существования этих реальностей, и значимость приобретенных знаний и усвоенных способов деятельности для этого трудно переоценить. Но чтобы стать полноправным и полноценным субъектом деятельности в этих мирах, чтобы ощущать себя частицей мироздания и одновременно космосом, могущим вместить в себя это мироздание, необходимо этого хотеть. В противном случае освоение учебного содержания носит фор мальный характер. Так, человек, имеющий отличные отметки по курсу истории или об- ществознания, может оставаться простым обывателем, так и не став граж данином в полном смысле этого слова, и зачастую становится объектом политических манипуляций. Именно поэтому, получая серьезную подготовку по физике, биологии и химии, выражающуюся в высоких баллах ЕГЭ, выпускники школ ока зываются порой так беспомощны, когда требуется выразить собственное мнение, отстоять свое убеждение при решении мігровоззренческих проблем. Сталкиваясь в различных жизненных ситуациях с людьми или обстоя тельствами, требующими принятия осмысленного мировоззренческого ре шения, молодой человек не всегда может применить полученные в школе знания, потому что они приобретались в отрыве от формирования соответ ствующих потребностей в этих знаниях. Учитель, используя в своей работе окружающую реальность как источник целей своей деятельности, ставя задачи овладения учениками нормами существования этой реальности (идеи, концепции, теории, за коны), очень часто оставляет как бы в стороне второй источник таких целей —собственно личностный потенциал развития ребенка. Такой учитель забывает (а может, и не знает), что эта реальность суще ствует и развивается по своим нормам и законам. Подобная деформация познавательных потребностей порой порождает конформизм, т.е. уродует природу человека. Отмечая важность осознания учителем этой сферы своей деятельности (выращивание познавательных потребностей учеников), подчеркнем, что 1 См.: Писарев Д.И. Наша университетская наука: Т. 2. М.: ГИХЛ, 1956. 572 с. 208
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz