Левитес, Д. Г. Общество и школа: вызовы и ответы : монография / Д. Г. Левитес. — Москва : ИНФРА-М, 2025. — 218 с. — (Научная мысль).

1.4. КАК ОТНОСИТЬСЯ К ФЕНОМЕНУ ГЛОБАЛИЗАЦИИ? Экспансия идей трансгуманизама в общественное сознание — не единственная опасность, грозящая современному миру. Возра­ стет открытость социума к целому ряду неизученных и малоизу­ ченных рисков и угроз: • техногенные, экологические, военные риски, • проблема роста международной преступности, • угроза международного терроризма, • демографические проблемы, • проблема глобального неравенства и т.д. Рассматривая стратегические задачи образования, науки и куль­ туры на этапе становления информационного общества, К.К. Колин, д.т.н., проф., главный научный сотрудник Института проблем информатики РАН подчеркивает, что главной из них представ­ ляется задача формирования новой парадигмы развития цивили­ зации. В этой парадигме приоритетными должны быть духовные, а не материальные ценности. Это сегодня ключевая проблема, наи­ более сложная и трудноразрешимая. Но у человечества просто нет другого выбора'. В монографии, посвященной исследованию связей между обще­ цивилизационными процессами глобализации, информатизации и цифровизации и процессами, происходящими в системах ком­ муникации, опосредованной медиатехнологиями, И.М. Дзялошин­ ский пишет, что многие происходящие в России процессы невоз­ можно понять без соотнесения с мировыми процессами. При этом автор подчеркивает, что глобальные проблемы самым непосредственным образом связаны с повседневной жизнью людей, поскольку глобализация оказывает беспрецедентное давление на наше поведение. «Все большее количество людей обретает возможность само­ определения, ибо наша жизнь освобождается от всех прежних ло ­ кальных ограничений и нам открывается практически весь мир. Человек может самореализоваться в совершенно новых и гораздо более широких пространствах. Среди множества неоднократно озвученных особенностей новой действительности можно назвать еще несколько. • Для того чтобы выжить, существовать и развиваться, совре­ менному человеку нет необходимости быть тесно связанным с дру­ гими людьми, исчезает проблема солидарности. • Утрачивается прямая зависимость между уровнем относи­ тельного благополучия и степенью интенсивности усилий, прилага­ емых для достижения этого благополучия. Другими словами, сильная 1 См.: Колин К.К. Человек в информационном обществе: новые задачи для об­ разования. науки и культуры. Открытое образование. 2007. № 5. С. 40-46. 19

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz