Левитес, Д. Г. Общество и школа: вызовы и ответы : монография / Д. Г. Левитес. — Москва : ИНФРА-М, 2025. — 218 с. — (Научная мысль).
1.4. КАК ОТНОСИТЬСЯ К ФЕНОМЕНУ ГЛОБАЛИЗАЦИИ? Экспансия идей трансгуманизама в общественное сознание — не единственная опасность, грозящая современному миру. Возра стет открытость социума к целому ряду неизученных и малоизу ченных рисков и угроз: • техногенные, экологические, военные риски, • проблема роста международной преступности, • угроза международного терроризма, • демографические проблемы, • проблема глобального неравенства и т.д. Рассматривая стратегические задачи образования, науки и куль туры на этапе становления информационного общества, К.К. Колин, д.т.н., проф., главный научный сотрудник Института проблем информатики РАН подчеркивает, что главной из них представ ляется задача формирования новой парадигмы развития цивили зации. В этой парадигме приоритетными должны быть духовные, а не материальные ценности. Это сегодня ключевая проблема, наи более сложная и трудноразрешимая. Но у человечества просто нет другого выбора'. В монографии, посвященной исследованию связей между обще цивилизационными процессами глобализации, информатизации и цифровизации и процессами, происходящими в системах ком муникации, опосредованной медиатехнологиями, И.М. Дзялошин ский пишет, что многие происходящие в России процессы невоз можно понять без соотнесения с мировыми процессами. При этом автор подчеркивает, что глобальные проблемы самым непосредственным образом связаны с повседневной жизнью людей, поскольку глобализация оказывает беспрецедентное давление на наше поведение. «Все большее количество людей обретает возможность само определения, ибо наша жизнь освобождается от всех прежних ло кальных ограничений и нам открывается практически весь мир. Человек может самореализоваться в совершенно новых и гораздо более широких пространствах. Среди множества неоднократно озвученных особенностей новой действительности можно назвать еще несколько. • Для того чтобы выжить, существовать и развиваться, совре менному человеку нет необходимости быть тесно связанным с дру гими людьми, исчезает проблема солидарности. • Утрачивается прямая зависимость между уровнем относи тельного благополучия и степенью интенсивности усилий, прилага емых для достижения этого благополучия. Другими словами, сильная 1 См.: Колин К.К. Человек в информационном обществе: новые задачи для об разования. науки и культуры. Открытое образование. 2007. № 5. С. 40-46. 19
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz