Левитес, Д. Г. Общество и школа: вызовы и ответы : монография / Д. Г. Левитес. — Москва : ИНФРА-М, 2025. — 218 с. — (Научная мысль).
деятельности как возможное разрешение сложившегося противоречия на теоретическом уровне с перспективой создания соответствующего на- учно-методического сопровождения образовательных практик. В практике обучения нередко складывается ситуация, когда те дидак тические цели, с которыми учитель приходит на урок, не являются изна чально и не становятся в процессе обучения целями ученика как субъекта учебной деятельности. И задача учителя заключается в том, чтобы отыскать основной мотив деятельности, позволяющий соединить, казалось бы, несоединимые цели, такие, например, как обязательное усвоение системы знаний по учебному предмету, с одной стороны, и осознание учеником своего права на самосто ятельность и на интеллектуальную свободу —с другой. Если подходить к процессу обучения с позиции деятельностного под хода, то наличие потребности учиться приводит к возникновению внут ренней цели деятельности самого ученика, превращая обучаемого в обуча ющегося. И тогда время, проводимое на уроке, становится осмысленным и значимым для ученика временем, не подготовкой к жизни, а собственно ее продолжением. В этой ситуации первоочередной задачей учителя становится помощь ученику в выращивании собственной цели деятельности («Я-цель»), свя занной с обучением, ибо без нее становится проблематичным достижение любых других дидактических целей. Возникновение потребности —первый шаг к выращиванию такой цели. Потребность как таковая не имеет предметного содержания; это, скорее, психическое отражение дискомфорта, нужды в чем-либо. Почему выра щивание познавательных потребностей учеников можно назвать не только важной, но, безусловно, первоочередной задачей учителя, без которой не возможно достичь иных дидактических целей? Несмотря на различие взглядов на проблему структуры личности как системы, ядром личности как субъекта сознательной деятельности призна ется мотивационная сфера человека, и прежде всего —его потребности. Яв ляясь внутренней причиной активности личности, они чаще других психи ческих явлений бывают мотивами действий и деятельности, чаще и сильнее других переживаются как эмоции и чувства. Кроме того, развитые позна вательные потребности, как и потребности в общественных отношениях, являются предпосылками для развития соответствующих способностей. В сфере обучения и воспитания категорический императив И. Канта означает, что ребенок не может выступать средством для реализации целей по усвоению учебного содержания, пока эта деятельность не обусловлена его мотивом, потребностью, собственной целью. Из истории педагогики «Эта ожесточенная война нисколько не ослабевает тогда, когда начи нается книжное учение. Напротив того, книжное учение дает каждый день новые материалы для педагогических распрей... Учитель не спрашивает об умственных потребностях ребенка, не ста рается их пробудить и не заботится об удовлетворении тех потребностей, которые уже пробудились сами собой. Всякая умственная потребность, я в ляющаяся без призыва, встречается как незваная гостья — а известно, что 207
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz