Левитес, Д. Г. Общество и школа: вызовы и ответы : монография / Д. Г. Левитес. — Москва : ИНФРА-М, 2025. — 218 с. — (Научная мысль).

Приложение 3 Принцип дидактического кольца как регулятор целеполагания в обучении1 Целью предлагаемой публикации является раскрытие и обоснование следующей тезисной парадигмы: 1. Любому акту обучения должно предшествовать создание учебной ситуации возникновения познавательной потребности как предпосылки выращивания собственной цели деятельности ученика. 2. В условиях ограниченного образовательного потенциала любой ди­ дактической системы общему, или разностороннему развитию ученика в процессе обучения следует предпочесть целенаправленное развитие его познавательных потребностей и соответствующих способностей. 3. Содержание личностного развития ученика (его потребностей и спо­ собностей) в процессе обучения должно находиться в полном соответствии с основными компонентами содержания образования как педагогически адаптированного социокультурного опыта, который осваивает ученик в процессе обучения: опыт познания, опыт освоения способов деятель­ ности, опыт творчества и опыт эмоционально ценностных отношений. 4. В свою очередь, развитие и накопление этого опыта человечеством в процессе познания находится в такой же прямой зависимости от раз­ витых потребностей и способностей членов социума («дидактическое кольцо»). В предыдущей своей работе мы представили таксономию объектов тео­ ретической педагогики как методологическое основание проектирования в сфере образования2. Приведенные рассуждения носили теоретический ха­ рактер, однако лучшие педагогические практики и конкурсы педагогического мастерства демонстрируют сознательное или интуитивное стремление неко­ торых учителей при проектировании и организации обучения работать одно­ временно в двух системах педагогического целеполагания, реализуя на своих уроках образовательную, развивающую, а в отдельных случаях и воспитыва­ ющую функции обучения на уровне различных приемов и техник. Такая деятельность, несмотря на ее очевидную востребованность раз­ личными субъектами образовательного процесса, носит случайный, эпи­ зодический характер, во многом зависящий от профессиональной педаго­ гической направленности личности учителя, и затруднена целым рядом обстоятельств, являющихся следствием экспансии технократического подхода в обучении, что препятствует ее внедрению и распространению в массовой педагогической практике. В данной статье предпринята попытка сравнительного анализа, осмыс­ ления и согласования этих двух систем целеполагания в педагогической 1 См.: Левитес Д.Г. Принцип дидактического кольца как регулятор целепола­ гания в обучении / / Педагогика. 2021. № 9. С. 52-60. 2 Писарев Д.И. Наша университетская наука: соч. в 4 т. Т. 2.4. М., 1956; Сто- юнин В.Я. Заметки о русской школе / / Избр. пед. соч. М., 1954. Контекст: «...учение не отвечает на вопросы ребенка и никогда не бывает рас­ положено так, чтобы ребенок сам понимал его необходимость...» [с. 127-129]. 206

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz