Левитес, Д. Г. Общество и школа: вызовы и ответы : монография / Д. Г. Левитес. — Москва : ИНФРА-М, 2025. — 218 с. — (Научная мысль).
Так воспитывается уважение к интеллектуальному труду, так впервые сама наука входит в сознание учеников не как «реестр» научных фактов, понятий и теорий, но как драма людей и идей. Проектируя инструментально-технологический компонент процесса обучения в условиях ограниченного по времени образовательного потен циала урока, такой учитель не имеет возможности часто использовать лич- ностно-ориентированные технологии обучения и проводить полноценные регламентированные дискуссии, педагогические мастерские, мозговые штурмы, обучение как исследование и иные групповые формы работы. И тогда такой учитель на уроке применяет различные интерактивные приемы и техники, активизирующие познавательный интерес учеников, как предпосылки выращивания «Я-цели» при изучении нового материала. Педагогический инструментарий такого учителя включает в себя: 1. Обращение к личному жизненному доѵчебному опыту ученика при изучении новой темы. 2. Проблемное изложение нового материала. 3. Перенос знаний и способов деятельности в новые ситуации (внутри- предметные, межпредметные и надпредметные связи). 4. Видение целостной структуры объекта изучения. 5. Видение его новой функции. 6 . Видение проблемы в стандартной ситуации и др. Вместо заключения Мир и социально-образовательная ситуация в нем меняются столь стремительно и непредсказуемо, что прогностическая функция педаго гической науки как обоснованное предвидение развития педагогической реальности сегодня становится весьма затруднительным делом. Однако попытка осмысления и объяснения сегодняшних реалий социально-обра- зовательной ситуации в стране и в мире и поиск теоретически возможных решений для разрешения складывающихся противоречий, чем, собственно, и являются представленные в этой статье теоретические конструкты (так сономия и подход), часто становятся предметом обсуждения на методоло гических семинарах магистрантов и аспирантов и выступают в качестве материала для осмысления и рефлексии собственной деятельности для педагогов и педагогических коллективов, приступающих к созданию соб ственных педагогических проектов. 205
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz