Левитес, Д. Г. Общество и школа: вызовы и ответы : монография / Д. Г. Левитес. — Москва : ИНФРА-М, 2025. — 218 с. — (Научная мысль).
Окончание табл. Мир «внешний» Мир «внутренний» Технологии обучения Предметно-ориенти рованные технологии обучения: полного усвоения, уровневой дифференциации, концентрированного обучения («погру жение» в предмет), модульного обучения, технология опережа ющего обучения, тех нология коллективного обучения и др. Личностно-ориентированные технологии обучения: развивающего обучения, проблемного обучения, пе дагогическая мастерская, развития критического мыш ления, обучение как учебное исследование, эвристическое обучение учебное проекти рование, технология коллек тивной мыследеятельности и др. Профессио нальная на правленность личности учи теля («Кому учить?») Преподаватель-пред- метник центрирован на содержание своего предмета (знает предмет, умеет доби ваться усвоения его содержания учениками, умеет контролировать и оценивать степень его освоения. Развитие, самоактуализацию и са моопределение ученика на своих уроках считает сопутствующим, есте ственным результатом обучения) Педагог-антропотехник: центрирован на ученика, на его развитие и самоак туализацию, осознает свою ответственность за то, что происходит с ним в ходе учебных взаимодействий, знает предмет и умеет им заинтересовать, обладает развитой эмпатией, направ ленностью на коммуникации и собственную самоактуали зацию в профессиональной деятельности Приведенные выше рассуждения носят теоретический характер, однако лучшие педагогические практики и конкурсы педагогического мастерства демонстрируют сознательное или интуитивное стремление учителей при проектировании и организации обучения работать одновременно в двух системах педагогического целеполагания, реализуя на своих уроках обра зовательную, развивающую, а в отдельных случаях и воспитывающую функции обучения на уровне различных приемов и техник. Так, проводя отбор и конструирование содержательного компонента учебно-воспитательного процесса, они, помимо учебного материала, требу ющего обязательного усвоения (трансляционная модель обучения), вклю чают в свой урок: —элементы истории науки, биографии ученых, —демонстрируют красоту эксперимента; —подчеркивают важность совершенного открытия как для отдельных людей, так и для развития цивилизации. 204
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz