Левитес, Д. Г. Общество и школа: вызовы и ответы : монография / Д. Г. Левитес. — Москва : ИНФРА-М, 2025. — 218 с. — (Научная мысль).

Окончание табл. Мир «внешний» Мир «внутренний» Технологии обучения Предметно-ориенти­ рованные технологии обучения: полного усвоения, уровневой дифференциации, концентрированного обучения («погру­ жение» в предмет), модульного обучения, технология опережа­ ющего обучения, тех­ нология коллективного обучения и др. Личностно-ориентированные технологии обучения: развивающего обучения, проблемного обучения, пе­ дагогическая мастерская, развития критического мыш­ ления, обучение как учебное исследование, эвристическое обучение учебное проекти­ рование, технология коллек­ тивной мыследеятельности и др. Профессио­ нальная на­ правленность личности учи­ теля («Кому учить?») Преподаватель-пред- метник центрирован на содержание своего предмета (знает предмет, умеет доби­ ваться усвоения его содержания учениками, умеет контролировать и оценивать степень его освоения. Развитие, самоактуализацию и са­ моопределение ученика на своих уроках считает сопутствующим, есте­ ственным результатом обучения) Педагог-антропотехник: центрирован на ученика, на его развитие и самоак­ туализацию, осознает свою ответственность за то, что происходит с ним в ходе учебных взаимодействий, знает предмет и умеет им заинтересовать, обладает развитой эмпатией, направ­ ленностью на коммуникации и собственную самоактуали­ зацию в профессиональной деятельности Приведенные выше рассуждения носят теоретический характер, однако лучшие педагогические практики и конкурсы педагогического мастерства демонстрируют сознательное или интуитивное стремление учителей при проектировании и организации обучения работать одновременно в двух системах педагогического целеполагания, реализуя на своих уроках обра­ зовательную, развивающую, а в отдельных случаях и воспитывающую функции обучения на уровне различных приемов и техник. Так, проводя отбор и конструирование содержательного компонента учебно-воспитательного процесса, они, помимо учебного материала, требу­ ющего обязательного усвоения (трансляционная модель обучения), вклю­ чают в свой урок: —элементы истории науки, биографии ученых, —демонстрируют красоту эксперимента; —подчеркивают важность совершенного открытия как для отдельных людей, так и для развития цивилизации. 204

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz