Левитес, Д. Г. Общество и школа: вызовы и ответы : монография / Д. Г. Левитес. — Москва : ИНФРА-М, 2025. — 218 с. — (Научная мысль).

сделать следующее уточнение: в условиях современных реалий, в которых учитель проектирует и организует свою деятельность, представляется не­ обходимым и достаточным ограничиться теми объектами, которые отве­ чают на четыре основные вопроса: «Зачем учить?» (цели обучения), «Чему учить?» (содержание образования), «Как учить?» (технологии обучения) и «Кому учить?» (профессионально значимые личностные качества педа­ гога). Таблица 1 Таксономия объектов теоретической педагогики (дихотомический подход) Мир «внешний» Мир «внутренний» Источники целей педа­ гогической деятельности и содержания образования Живая и неживая при­ рода, социум. Законы (нормы) его функцио­ нирования и развития Ребенок-ученик. Законы и нормы функционирования и развития его личностного потенциала (потребности и способности) Понимание образования Процесс и результат трансляции социокуль­ турного опыта от по­ коления к поколению в ходе обучения как организованного взаи­ модействия «учитель — ученик» Ребенок-ученик. Законы и нормы функционирования и развития его личностного потенциала (потребности и способности) Цели образо­ вания Усвоение содержания образования как педа­ гогически адаптирован­ ного социокультурного опыта Развитие личностного потен­ циала ученика (потребности- способности) Самоактуали­ зация и самоопределение, осознанный выбор жизнен­ ного сценария и моделей по­ ведения в процессе освоения социокультурного опыта человечества Содержание образования Педагогически адапти­ рованный социокуль­ турный опыт, зафикси­ рованный в содержании образования (ФГОС, образовательные и ра­ бочие программы, учебные планы, учеб­ ники) Личностный потенциал ученика: потребности и спо­ собности (организационно­ практические, интеллекту­ альные, исследовательские, коммуникативные, рефлек­ сивные) 203

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz