Левитес, Д. Г. Общество и школа: вызовы и ответы : монография / Д. Г. Левитес. — Москва : ИНФРА-М, 2025. — 218 с. — (Научная мысль).

Исходя из этих двух источников целей и смыслов своей деятельности, педагог, проектируя образовательный процесс или образовательную (ди­ дактическую) систему, сознательно или интуитивно выбирает теоре­ тические основания, находящиеся в таксономическом соподчинении, образуя дихотомическую систему систем. Такими теоретическими основаниями в проектировании образователь­ ного процесса выступают: 1. Философско-педагогические парадигмы — ведущие идеи, опре­ деляющие как стратегии модернизации образования, выбор моделей обучения и оценки ее результатов, так и профессионально-педагогические установки учителя, определяющие смыслы и ценности его существования в профессии). Таковыми могут выступать: — рациоцентрическая (« материальная», « когнитивная », « традици­ онно-консервативная») парадигма, ориентирующая школьное образование на освоение учеником знаний об окружающем мире, способов деятель­ ности и отношений в нем; — антропоцентрическая («формальная», «гуманистическая», «неогу- манистическая», «феноменологическая», «личностно-ориентированная») парадигма, ориентирующая школьное образование на развитие лич­ ностного потенциала ученика в процессе усвоения содержания образо­ вания. 2. Психолого-педагогические теории и концепции. В рамках рацио- центрической парадигмы образования таковыми могут выступать ассоци- ативно -рефлекторная теория обучения, теория поэтапного формирования умственных действий, бихевиористическая теория научения, суггестивная теория в обучении, теория уровневой дифференциации обучения («вну­ тренняя» дифференциация). Антропоцентрическая педагогическая парадигма обоснована такими теориями и концепциями, как теории развивающего обучения, теория проблемного обучения, теория дифференцированного обучения («внешняя» дифференциация ) , теория тъюторства, различные концепции личностно- ориентированного обучения. 3. Модели обучения, позволяющие оптимальным образом реализовы­ вать эти идеи и теории в процессе обучения: трансляционная или разви­ вающая. 4. Цели образования как системообразующий компонент педагоги­ ческой деятельности. Это могут быть: 1 ) система целей, связанная с усвоением содержания образования в форме классно-урочной системы и предметно-дисциплинарной модели обучения. С методологической точки зрения такая цель выступает как планируемый результат деятельности (знания, умения и навыки), до­ стижение которой фиксируется, измеряется и оценивается в ходе теку­ щего, промежуточного и итогового контроля с помощью соответствующих контрольно-измерительных материалов; 2 ) система целей, связанная с развитием определенных личностных структур (потребности и способности), а на этой основе —самоактуализа­ цией и самоопределением ученика. С методологической точки зрения эти цели не могут выступать как планируемые результаты обучения в силу их пролонгации за рамки не­ 201

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz