Левитес, Д. Г. Общество и школа: вызовы и ответы : монография / Д. Г. Левитес. — Москва : ИНФРА-М, 2025. — 218 с. — (Научная мысль).

рамму; она же составлена несоразмерно с назначенным временем, потому что “нельзя же будто бы образованному человеку не знать”всего того, что в ней напичкано; а преподавателю нельзя же не иметь в виду экзаменов, по которым судят о его старании; на экзаменах же требуют, чтобы уче­ ники выкладывали свои познания, и чем больше, тем, конечно, лучше. Обо всем же прочем, что составляет существенное в образовании, на экзамене в той форме, как он производится, мало узнаешь. Итак, у школы появляются свои особенные цели, которые отделяются от цели истинного образования»1. Но есть и другой мир, который может стать источником смыслов и целей педагогической деятельности, определяющих подходы и направ­ ления проектирования образовательного процесса как целостной системы, так и отдельных его компонентов (содержательного и инструментально­ технологического). Этот мир — сам ребенок-ученик, точнее, тот личностный потенциал развития, с которым он появляется на свет. И этот мир тоже существует и развивается по своим нормам (законам). Так же, как и «внешний» мир (живая и неживая природа, социум), он по-своему структурирован и вклю­ чает такие подструктуры личности, как: —направленность (потребности, влечения, идеалы, интересы, склон­ ности, желания, мировоззрение убеждения) — социально обусловлена и формируется в процессе воспитания; —опыт (знания, умения, навыки, привычки) —приобретается в про­ цессе обучения, но с уже заметным влиянием биологических и генетически обусловленных черт человека; — индивидуальные особенности психических процессов (памяти, эмоций, ощущений, мышления, восприятия, чувств, воли) —формиру­ ются путем упражнения, т.е. частоты и способа использования данной функции; — типологические свойства личности (темперамент, половые и воз­ растные свойства). Эти биологически обусловленные черты с трудом поддаются измене­ ниям, но иногда возможно формирование (а точнее, «переделывание») нужной черты путем тренировки. Зато большую, чем в предыдущих под­ структурах, роль здесь играет компенсация —возможность заменить недо­ статочную или «выбывшую из строя» функцию какой-тодругой2. В условиях ограниченного образовательного потенциала любой обра­ зовательной системы для педагога, проектирующего процесс обучения в антропоцентрической (личностно-ориентированной) парадигме, пе­ дагогическое целеполагание может быть ограничено целенаправленным развитием у ребенка-ученика соответствующих потребностей и способ­ ностей при усвоении учебного содержания как опыта познания, опыта овладения способами деятельности и опыта эмоционально-ценностных отношений3. 1 Стоюнин В.Я. Заметки о русской школе. Избр. пед. соч. М., 1954. 2 Платонов К.К. Структура и развитие личности. М.: Наука. 1986. 3 Там же. 200

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz