Левитес, Д. Г. Общество и школа: вызовы и ответы : монография / Д. Г. Левитес. — Москва : ИНФРА-М, 2025. — 218 с. — (Научная мысль).

и развивается по своим нормам (законам). Человек в процессе познания от­ крывает эти законы, и они в виде знаний об этом мире и способах деятель­ ности в нем сперва становятся достоянием науки, а потом в педагогически адаптированном виде входят в содержание общего школьного образования. Ребенок-школьник в процессе обучения, открывая для себя этот мир и входя в него в качестве как субъекта отношений, так и субъекта будущей трудовой, познавательной и иных видов деятельности, входя в эти миры априори должен освоить эти законы (нормы) в виде знаний и способов деятельности, чтобы, вступая в жизнь, жить по этим «правилам» и не на­ вредить ни себе, ни миру. Так начинающий автомобилист осваивает устройство автомобиля и правила поведения на дороге. В этой ситуации педагог выступает как транслятор социокультурного опыта от поколения к поколению, который включает в себя опыт познания, опыт освоения способов деятельности и опыт отношений. Эта трансляционная модель школьного образования в настоящее время испытывает определенного рода кризис, обусловленный целым рядом об­ стоятельств: —стремительный рост информации (новых знаний и новых способов деятельности), фиксируемой изначально в публикуемых результатах на­ учных исследований, а потом в педагогически адаптируемом и неизбежно расширяющемся содержании школьного образования, что приводит к пере­ груженности учебных программ и, как следствие, росту заболеваний школь­ ников, часть из которых носит ярко выраженный дидактогенный характер’; — разорванность, фрагментарность содержания школьного образо­ вания, распределенного в рамках сохраняющейся предметно-дисципли­ нарной модели обучения по более чем 20 учебным предметам, что препят­ ствует формированию целостной научной картины мира; —в отсутствие такой сформированной в сознании выпускника школы целостной естественно-научной научной картины мира становится практи­ чески недостижимой такая цель школьного естественно-научного образо­ вания, как формирование научного мировоззрения, что становится крайне опасным в связи с экспансией ненаучных представлений об окружающей действительности в сознании порастающего поколения; —трансляция эмоционально-ценностного компонента социокультур­ ного опыта в процессе обучения через содержание школьного гумани­ тарного, а особенно естественно-научного содержания образования в на­ стоящее время ограничено обстоятельствами, описанными выше. Из истории науки В.Я. Стоюнин: «От неясности высших понятий у него (ученика. — Авт.) нет твердой опоры ни для мысли, ни для поступков... Очевидно, что образование не доведено до конца, что ему недостает чего-то самого суще­ ственного... Не щадят их физических сил, задавая разные уроки, но не для того, чтобы при этом имелось в виду достигнуть какой-нибудь намеченной педагогической цели, а для того, что нужно выполнить в срок данную прог­ 1 ЛевитесД.Г. Школьное обучение как инструмент педагогического насилия: опыт возвращения к проблеме / / Педагогика. 2018. № 3. С. 38-43. 199

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz