Левитес, Д. Г. Общество и школа: вызовы и ответы : монография / Д. Г. Левитес. — Москва : ИНФРА-М, 2025. — 218 с. — (Научная мысль).

своей миссии (концептуальная стадия проектирования) должна ориен­ тироваться на основные федеральные документы, определяющие ее дея­ тельность. Таковыми на сегодня являются Закон об образовании и Феде­ ральный образовательный стандарт. Однако в настоящее время основные направления модернизации отечественного образования носят не только нормативный характер —зачастую они являют собой феномены стратеги­ ческих инициатив, которые мало согласуются друг с другом и не прибав­ ляют ясности в понимании вопроса: «Каковы цели общего образования в России?»’. Таксономия объектов педагогической реальности (дихотомический подход) В этой ситуации, возвращаясь к проблеме собственно педагогического проектирования как новой функции учителя, определяемой Профессио­ нальным стандартом педагога и тем самым обязывающей его заниматься ранее не свойственной деятельностью, более конструктивным, на наш взгляд, представляется переход к рассмотрению этой проблемы со страте­ гического уровня (образовательное, социально-педагогическое) на уровень непосредственной педагогической деятельности (психолого-педагогиче- ское и дидактическое проектирование). Решение ее видится в развитии педагогического мышления и си- стемно-моделирующего уровня профессиональной деятельности проек­ тировщиков образования, одним из содержательных элементов которого может стать представление об объектах педагогической реальности (как «явной», так и «скрытой»), которые находятся в таксономическом сопод­ чинении друг с другом, образуя своеобразную дихотомическую систему. Выбирая основания для осознания ценностей и смыслов своей профес­ сиональной деятельности, выбора и ранжирования целей как ее системоо­ бразующего компонента, педагог должен ясно понимать, что обсуждаемый выше открытый список таких декларируемых целей и направлений мо­ дернизации образования часто носит субъективный (а иногда и конъюн­ ктурный) характер, определяемый не столько складывающейся социально­ образовательной ситуацией в России и в мире, сколько тем, как понимают и оценивают эту ситуацию различные субъекты модернизации и реформи­ рования образования в нашей стране. Объективно же выбор смыслов и целей педагогической деятельности весьма невелик и определяется всего двумя источниками. Существует внешний мир, в который входит рождающийся ребенок. Этот мир (точнее, миры —живая и неживая природа, социум) существует 1 Ключевые направления развития российского образования для достижения целей и задач устойчивого развития в системе образования до 2035 года. URL: http://edu2035.firo-nir.ru/index.php/stati-opublikovannyeuchastnikami- soobshchestva/86-klyuchevyenapravleniya-2035#start; Международный до­ клад «Универсальные компетентности и новая грамотность. От лозунгов к реальности». URL: https://vbudushee.ru/library/doklad-ukng2/; Семі противоречий нового образования. URL: https://5psy.ru/obrazovanie/ semprotivorechii-novogo-obrazovaniya.html. 198

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz