Левитес, Д. Г. Общество и школа: вызовы и ответы : монография / Д. Г. Левитес. — Москва : ИНФРА-М, 2025. — 218 с. — (Научная мысль).

Наиболее системный критический довод против трансгуманизма заключается в концепции расчеловечивания ( dehumanizatio ) — по­ степенной утраты человеком своей видовой, сексуальной, со­ циальной и духовной самоидентификации еще до практического вмешательства в природу собственного тела, уже в ходе размыш­ ления над самой возможностью этого1. Другой широко известный обобщающий довод против трансгу­ манизма сформулировал Фрэнсис Фукуяма, назвавший его «самой опасной идеей в мире» на том основании, что это попытка всту­ пить в бесконечную гонку самоулучшений с недостижимым (по его мнению, по причине постоянной конкуренции с другими индиви­ дами) призом и непредсказуемыми побочными эффектами2. И в этом контексте (идея трансгуманизма) несколько иначе вы­ глядит активно дискутируемая сегодня проблема дистанционного обучения. Так, по мнению ряда экспертов, дистанционное обучение «ставит крест на классическом образовании и в целом на образо­ вании как таковом, поскольку вместо него создается просто ин­ струмент контроля сознания человека через его чипирование, что выступает сегодня как одна из активно продвигаемых программ. Эта программа органично вписывается в разработку ф уту­ ристического проекта не столь отдаленного будущего, в котором изменение человека, возможно, будет происходить через «подза- грузку» мозга, создание цифровой копии мира, копии мозга в небио­ логических субстратах и обучение через игровые технологии. Речь идет о моделировании головного мозга и создании искусственного интеллекта, развитии нейрокомпъютерных интерфейсов и нейро­ чипов, нейроинженерии, т.е. создании нейросети (нейронета, или нейровеба) с интерфейсами коммуникации «мозг — мозг». Кон­ цепция обучения в рамках такой образовательной парадигмы за ­ ключается в том, чтобы «включить себя в сеть»: обучение про­ исходит в сообществах, где учебной практикой является участие в жизни общества... Подобные опасения связаны также с потенциальной, хотя и ма­ ловероятной, на наш взгляд, возможностью воплощения в будущем концепции трансгуманизма, т.е. формирования постчеловека 1 См.: Лем С. Сумма технологии / предисл. В.В. Ларина; ред. и послесл. Б.В. Бирюкова, Ф.В. Широкова. М.: Мир. 1968. 608 с. 2 См.: Фукуяма Ф. Трансгуманизм —самая опасная идея в мире / / Teletype. URL: https://teletype.in/@accelrnd/transhumanism-idea-fukuyama. 3 См.: Гнаповская Л., Карпова В. Глобализация и инновации в образовании: аргументы «За» и «Против» / / Наукові записки Тернопільського націо- нального педагогічного університету. Серія: педагогіка. 2016. №4. С. 202- 210. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/globalizatsiya-i-innovatsii-v- obrazovanii-argumenty-za-i-protiv. 18

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz