Левитес, Д. Г. Общество и школа: вызовы и ответы : монография / Д. Г. Левитес. — Москва : ИНФРА-М, 2025. — 218 с. — (Научная мысль).
Наиболее системный критический довод против трансгуманизма заключается в концепции расчеловечивания ( dehumanizatio ) — по степенной утраты человеком своей видовой, сексуальной, со циальной и духовной самоидентификации еще до практического вмешательства в природу собственного тела, уже в ходе размыш ления над самой возможностью этого1. Другой широко известный обобщающий довод против трансгу манизма сформулировал Фрэнсис Фукуяма, назвавший его «самой опасной идеей в мире» на том основании, что это попытка всту пить в бесконечную гонку самоулучшений с недостижимым (по его мнению, по причине постоянной конкуренции с другими индиви дами) призом и непредсказуемыми побочными эффектами2. И в этом контексте (идея трансгуманизма) несколько иначе вы глядит активно дискутируемая сегодня проблема дистанционного обучения. Так, по мнению ряда экспертов, дистанционное обучение «ставит крест на классическом образовании и в целом на образо вании как таковом, поскольку вместо него создается просто ин струмент контроля сознания человека через его чипирование, что выступает сегодня как одна из активно продвигаемых программ. Эта программа органично вписывается в разработку ф уту ристического проекта не столь отдаленного будущего, в котором изменение человека, возможно, будет происходить через «подза- грузку» мозга, создание цифровой копии мира, копии мозга в небио логических субстратах и обучение через игровые технологии. Речь идет о моделировании головного мозга и создании искусственного интеллекта, развитии нейрокомпъютерных интерфейсов и нейро чипов, нейроинженерии, т.е. создании нейросети (нейронета, или нейровеба) с интерфейсами коммуникации «мозг — мозг». Кон цепция обучения в рамках такой образовательной парадигмы за ключается в том, чтобы «включить себя в сеть»: обучение про исходит в сообществах, где учебной практикой является участие в жизни общества... Подобные опасения связаны также с потенциальной, хотя и ма ловероятной, на наш взгляд, возможностью воплощения в будущем концепции трансгуманизма, т.е. формирования постчеловека 1 См.: Лем С. Сумма технологии / предисл. В.В. Ларина; ред. и послесл. Б.В. Бирюкова, Ф.В. Широкова. М.: Мир. 1968. 608 с. 2 См.: Фукуяма Ф. Трансгуманизм —самая опасная идея в мире / / Teletype. URL: https://teletype.in/@accelrnd/transhumanism-idea-fukuyama. 3 См.: Гнаповская Л., Карпова В. Глобализация и инновации в образовании: аргументы «За» и «Против» / / Наукові записки Тернопільського націо- нального педагогічного університету. Серія: педагогіка. 2016. №4. С. 202- 210. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/globalizatsiya-i-innovatsii-v- obrazovanii-argumenty-za-i-protiv. 18
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz