Левитес, Д. Г. Общество и школа: вызовы и ответы : монография / Д. Г. Левитес. — Москва : ИНФРА-М, 2025. — 218 с. — (Научная мысль).
Проблемы и противоречия педагогического проектирования в деятельности учителя Профессиональный стандарт педагога как основной документ, регла ментирующий содержание педагогической деятельности, указывает пере чень требований, которые определяют его квалификационный уровень, необходимый для качественного выполнения профессиональных обя занностей. Описывая обобщенные трудовые функции педагога, в числе первых этот документ федерального значения фиксирует проектирование образовательного процесса как обобщенную трудовую функцию педагога дошкольного, основного общего, среднего общего образование, под ко торым подразумевается проектирование образовательного процесса и ос новных образовательных программ в образовательных организациях1. В логике организации проектной деятельности особое место занимает предпроектный этап, включающий в себя диагностику ситуации, пробле- матизацию и концептуализацию, представляющие собой «мыслительную деятельность по поиску оснований для формирования идеального пред ставления о будущем состоянии и объекта (предмета) и способа его проектирования »2. Наша многолетняя практика работы по повышению квалификации учителей в области педагогического проектирования показывает, что в на стоящее время такая деятельность в значительной степени затруднена целым рядом обстоятельств, носящих объективный и субъективный ха рактер. Прежде всего эти затруднения связаны с различными представлениями прямых или косвенных участников образовательного процесса, заинтере сованных в его результатах (государства, общества, учителей, учеников, высшей школы, формирующегося рынка труда), о целях, ценностях и смы слах школьного образования, и тем самым прямо или косвенно влияющих на его проектирование и организацию. В предыдущей статье 3 мы писали о том, что за последние годы мне и моим коллегам приходилось выходить в студенческие и учительские аудитории с обсуждением более двух десятков целей и задач модернизации школьного образования, некоторые из перечисленных таковыми не явля ются по определению (цель как планируемый результат деятельности), а другие находятся в методологическом противоречии друг с другом. И то и другое представляет определенные проблемы для учителей, пытающихся осуществлять проектировочную функцию, особенно на стадиях концепту ализации и проблематизации будущего проекта. 1 Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н «Об утверждении профессионального стандарта “Педагог’ (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования (воспитатель, учитель)» / / Российская газета. Федеральный выпуск № 6261 (285). 2 Колесникова И.А. Педагогическое проектирование: учеб. пособие для высш. учеб. заведений. М: Академия, 2005. 288 с. 3 Левитес Д.Г., Левитес В.В., Черник В.Э. Школа сегодня: декларации и реаль ность / / Педагогика. 2019. № 8 . С. 33-45. 196
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz