Левитес, Д. Г. Общество и школа: вызовы и ответы : монография / Д. Г. Левитес. — Москва : ИНФРА-М, 2025. — 218 с. — (Научная мысль).

Проблемы и противоречия педагогического проектирования в деятельности учителя Профессиональный стандарт педагога как основной документ, регла­ ментирующий содержание педагогической деятельности, указывает пере­ чень требований, которые определяют его квалификационный уровень, необходимый для качественного выполнения профессиональных обя­ занностей. Описывая обобщенные трудовые функции педагога, в числе первых этот документ федерального значения фиксирует проектирование образовательного процесса как обобщенную трудовую функцию педагога дошкольного, основного общего, среднего общего образование, под ко­ торым подразумевается проектирование образовательного процесса и ос­ новных образовательных программ в образовательных организациях1. В логике организации проектной деятельности особое место занимает предпроектный этап, включающий в себя диагностику ситуации, пробле- матизацию и концептуализацию, представляющие собой «мыслительную деятельность по поиску оснований для формирования идеального пред­ ставления о будущем состоянии и объекта (предмета) и способа его проектирования »2. Наша многолетняя практика работы по повышению квалификации учителей в области педагогического проектирования показывает, что в на­ стоящее время такая деятельность в значительной степени затруднена целым рядом обстоятельств, носящих объективный и субъективный ха­ рактер. Прежде всего эти затруднения связаны с различными представлениями прямых или косвенных участников образовательного процесса, заинтере­ сованных в его результатах (государства, общества, учителей, учеников, высшей школы, формирующегося рынка труда), о целях, ценностях и смы­ слах школьного образования, и тем самым прямо или косвенно влияющих на его проектирование и организацию. В предыдущей статье 3 мы писали о том, что за последние годы мне и моим коллегам приходилось выходить в студенческие и учительские аудитории с обсуждением более двух десятков целей и задач модернизации школьного образования, некоторые из перечисленных таковыми не явля­ ются по определению (цель как планируемый результат деятельности), а другие находятся в методологическом противоречии друг с другом. И то и другое представляет определенные проблемы для учителей, пытающихся осуществлять проектировочную функцию, особенно на стадиях концепту­ ализации и проблематизации будущего проекта. 1 Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н «Об утверждении профессионального стандарта “Педагог’ (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования (воспитатель, учитель)» / / Российская газета. Федеральный выпуск № 6261 (285). 2 Колесникова И.А. Педагогическое проектирование: учеб. пособие для высш. учеб. заведений. М: Академия, 2005. 288 с. 3 Левитес Д.Г., Левитес В.В., Черник В.Э. Школа сегодня: декларации и реаль­ ность / / Педагогика. 2019. № 8 . С. 33-45. 196

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz