Левитес, Д. Г. Общество и школа: вызовы и ответы : монография / Д. Г. Левитес. — Москва : ИНФРА-М, 2025. — 218 с. — (Научная мысль).

Приложение 2 Таксономия объектов теоретической педагогики как методологическое основание проектирования в сфере образования (дихотомический подход)1 Проектирование в сфере образования за последние годы стало не только тенденцией в обучении, ориентированном на проектную деятельность уча­ щихся как образовательную траекторию, направленную на вовлечение их в активные формы получения знаний и формирование компетентностей, но и феноменом собственно проектировочной деятельности педагогов и педагогических коллективов в различных его видах, таких как соци- ально-педагогическое, психолого-педагогическое, дидактическое и образо­ вательное проектирование. Подготовка учителей к такому виду деятельности при обучении в вузе затруднено тремя обстоятельствами. Во-первых, образовательный процесс подготовки будущего учителя строится в академической логике, когда учебные дисциплины психолого-педагогического цикла в соответствии с учебным планом изучаются по отдельности и иногда значительно «раз­ ведены» по времени, а практическая педагогическая деятельность, в том числе и деятельность педагогического проектирования, носит принципи­ ально иной, интегративный характер. Во-вторых, педагог, приступая к проектированию, изначально фикси­ рует и актуализирует реальную проблему обучения, воспитания или со­ циализации, что требует рефлексии собственной деятельности и сложив­ шегося опыта. И то и другое по определению отсутствует у студента. И наконец, успешное проектирование в сфере образования на этапе концептуализации будущего проекта требует от проектировщика разви­ того педагогического мышления, включающего в себя системное пред­ ставление о категориальном аппарате теоретической педагогики, и умения на этой основе видеть, понимать, анализировать, сравнивать, моделиро­ вать, прогнозировать явления педагогической действительности. Целью данной статьи является обоснование следующих двух тезисов: 1 ) совокупность объектов педагогической реальности и изучающей их теоретической педагогики, с которыми имеют дело проектировщики обра­ зовательного процесса и образовательных программ, представляет собой дихотомическую систему, компоненты которой находятся в таксономиче­ ском соподчинении; 2 ) осознание и освоение педагогами совокупности этих объектов педа­ гогической реальности и конструктов теоретической педагогики, которые их описывают как системы систем, в которой они находятся в таксоно­ мической и дихотомической соподчиненности, развивает педагогическое мышление и становится методологическим основанием их проектиро­ вочной деятельности. 1 См.: ЛевитесД.Г. Таксономия объектов теоретической педагогики как мето­ дологическое основание проектирования в сфере образования (дихотоми­ ческий подход) / / Педагогика. 2021. № 2. С. 24-35. 195

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz