Левитес, Д. Г. Общество и школа: вызовы и ответы : монография / Д. Г. Левитес. — Москва : ИНФРА-М, 2025. — 218 с. — (Научная мысль).

В рамках заявленного предмета обсуждения (соотношение технологи­ ческого подхода и личностно-ориентированного обучения) остановимся подробнее на подсистеме «технология обучения». Все технологии обучения в зависимости от доминирующих целей его субъектов могут подразделяться на предметно-ориентированные, мета- предметно-ориентированные и личностно-ориентированные технологии обучения. Это доминирование и ранжирование тех или иных целей обучения в реальном 45-минутном уроке связано с его ограниченным обра­ зовательным потенциалом. «Триединая дидактическая цель» присутствует на уроке не как планируемый результат деятельности, а скорее как наме­ рение, предметная проекция будущего. К предметно-ориентированным можно отнести те из них, в которых доминирующими целями обучения выступают предметные результаты обучения, связанные с усвоением знаний и способов деятельности по раз­ личным учебным предметам. К метапредметным технологиям обучения мы отнесем те, которые на­ правлены на подготовку выпускника школы к решению различного рода задач (жизненных, профессиональных, самообразования), которые носят интегрированный («надпредметный») характер, а поэтому требуют дру­ гого содержания и другой организации обучения, направленных на овла­ дение соответствующими метапредметными умениями (универсальными учебными действиями, компетентностями). В этой логике личностно-ориентированные технологии обучения свя­ заны с развитием и формированием у учеников эмоционально-ценностных отношений к миру, к себе, к другим людям, к процессу познания и к его результатам. Рассмотренные взаимосвязи понятий технологического подхода могут быть проиллюстрированы следующей схемой на с. 189. С технологической точки зрения подсистема достижения личностно- ориентированных результатов обучения — это самый сложный ас­ пект обучения, потому что эти результаты пролонгированы во времени и с трудом поддаются критериальной диагностике, измерению и оценке, но именно они представляются нам самым важным, на что должно быть ориентировано школьное ОБЩЕЕ образование. Целостная научная картина мира, формирование которой в сознании учеников является главной задачей обучения по естественно-научным предметам важна не сама по себе; на ее основе формируется ценностное от­ ношение к мирозданию —то самое научное мировоззрение, позволяющее человеку противостоять мракобесию. Именно это отношение определяет его жизненные позиции, программы поведения, действия. С таких же позиций личностно-ориентированнное обучение гумани­ тарным предметам рассматривает само содержание гуманитарного образо­ вания не как самоцель, а как средство самопознания и самоидентифика- циии развития эмоционально-ценностных отношений к Родине, к людям близким и далеким, к самому себе. Означает ли многофакторность, пролонгированность во времени и «неквалиметричность» усвоения школьниками опыта эмоционально­ ценностных отношений, развития их потребностей, мотивов, чувств, 191

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz