Левитес, Д. Г. Общество и школа: вызовы и ответы : монография / Д. Г. Левитес. — Москва : ИНФРА-М, 2025. — 218 с. — (Научная мысль).

нология самообразования», «технология обучения», «технология вос­ питания» и «технология развития» на основании установления их смы­ слового значения, происхождения и взаимосвязи как между собой, так и с понятием более широкого порядка, таким как «процесс». Если мы понимаем технологию как процесс, то последняя категория в философских словарях трактуется двояко: 1. Процесс как совокупность последовательных действий для дости­ жения какого-нибудь результата. В этом определении изначально присут­ ствует субъект деятельности —тот, кто совершает эти действия, стремясь получить планируемый результат. В образовательной деятельности этими субъектами являются учитель и ученик. И тогда «образование» мы можем трактовать, например, как процесс и результат передачи и усвоения со­ циокультурного опыта от одного поколения к другому. Соответственно образовательная технология — это упорядоченная последовательность действий и взаимодействия субъектов образовательного процесса, выпол­ нение которых приводит к гарантированному достижению целей образо­ вания (в данном случае —усвоению социокультурного опыта). 2. Процесс как последовательная смена состояний каких-либо явлений, ход развития чего-либо. Процессы рождения и умирания галактик, про­ цессы кипения и замерзания воды происходят без вмешательства чело­ века, а по объективным физическим законам. Точно так же и развитие человека, «разворачивание» его генетической «пружины» совершается по внутренним биологическим и психологическим законам. Мы можем опосредованно сопровождать, способствовать (или препятствовать) этому развитию, но генетическая заданность этого развития является опреде­ ляющей. И с этой точки зрения сущность образования открывается в анализе самого термина ОБРАЗование —становление образа человеческого в че­ ловеке. Это образование осуществляется как непрерывная линия развития че­ ловека от рождения до старости. Сопровождать этот процесс, направлять его, создавать условия для этого развития —задача родителей и учителей, но детерминировать и тем более технологизировать этот процесс, объективно заданный самой при­ родой человека, невозможно, как невозможно управлять внутриутробным развитием эмбриона. Вот почему в этой логике выход на понятие «образо­ вательная технология» отсутствует. Понятие «педагогическая технология», являющееся производным от понятия более широкого порядка («образовательная технология»), можно определить как упорядоченное взаимодействие учителя и уче­ ников, в ходе которого достигаются поставленные учителем и принятые учениками цели обучения (знания о мире и о способах деятельности в нем, предметные и метапредметные умения и навыки, ценностные отношения, развитие и саморазвитие личностных структур —потребностей, способ­ ностей, интеллекта, воли, характера, памятии др.). В соответствии с этим содержанием феномен «педагогическая техно­ логия» как сложная система включает в себя три производные подсистемы: технология обучения, технология воспитания и технология развития. 190

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz