Левитес, Д. Г. Общество и школа: вызовы и ответы : монография / Д. Г. Левитес. — Москва : ИНФРА-М, 2025. — 218 с. — (Научная мысль).

Приложения Приложение 1 Личность и технология в обучении1 (К проблеме технологизации личностно-ориентированного образования) Технологический подход в образовании, пройдя в своем развитии несколько стадий —от эмпирического, связанного со стихийным приме­ нением технических средств в обучении (умение оперировать учебным и лабораторным оборудованием, использовать наглядные пособия, техни­ ческие средств обучения —«technology in education»), до алгоритмической парадигмы, основанной на бихевиористических идеях полного управления процессом обучения («technology of education), в настоящее время вошел в противоречие с личностно-ориентированной парадигмой образования. Обучение в рамках этой парадигмы носит многофакторный характер и ориентировано на результаты, во-первых, вероятностного характера, во-вторых, пролонгированные во времени, а в-третьих, с трудом подверга­ ющиеся критериальному анализу, измерению и оценке. Эти обстоятельства делают фактически невозможным полное управ­ ление процессом обучения, основанным на диагностичном целеполагании, программировании содержания и гарантирующим образовательные ре­ зультаты, однозначно фиксируемые посторонним экспертом. Означает ли это теоретическую несовместимость понятий «личностно- ориентированное образование» и «технологический подход в образо­ вании», и невозможность технологизации личностно-ориентированного обучения в образовательной практике? В научной литературе при ответе на этот вопрос обнаруживаются различные точки зрения: от попыток неоправданного расширения по­ нятия «технология образования», когда им обозначаются педагогические и дидактические системы, формы организации обучения и воспитания, комплексы методов и средств и даже обобщение педагогического опыта, до полного отрицания возможности технологизации личностно-ориенти- рованного образования. Предлагаемый нами семантико-генетический подход к анализу техно­ логических понятий —это попытка снять обнаруживающееся противо­ речия через семантический анализ и выявление происхождения терминов, касающихся технологизации учебного процесса. Это позволяет, во-первых, обнаружить логические закономерности, связывающие многобразие техно­ логических объектов в единую систему, а во вторых, привести эти понятия в соответствие с принципом терминологического единообразия. Сущность этого подхода заключается в определении содержания по­ нятий «образовательная технология», «педагогическая технология», «тех- ’ См.: Левитес Д.Г. Личность и технология в обучении / / Педагогика. 2016. №2. С. 65-71. 189

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz