Левитес, Д. Г. Общество и школа: вызовы и ответы : монография / Д. Г. Левитес. — Москва : ИНФРА-М, 2025. — 218 с. — (Научная мысль).
на себя внимание изменения, происходящие в массовом сознании и в сознании каждого отдельного человека. И в связи с этим возникает вопрос: носят ли эти изменения спон танный естественный характер («бытие определяет сознание»), или изменение индивидуального и массового сознания —это целена правленный, организованный и управляемый процесс, носящий проектный характер и, как любой социальный проект, имеющий свою концептуальную основу: новая культура коммуникаций в условиях цифровизации, виртуальная и дополненная реальность, в которой живут наши дети, «медиареальность как калейдоскоп си- мулякров» (И.М. Дзялошинский). Сама постановка вопроса о детерминации этих процессов и яв лений действительности может показаться конспирологической, если не знать о таком феномене, как трансгуманизм, о его истории и современной экспансии в нашу сегодняшнюю жизнь и в массовое сознание. Трансгуманизм (от лат. trans — предлог, обозначающий пе реход, изменение и homo — человек) —общественный строй, по литическая позиция и философская концепция, продвигающие использование достижений науки и технологии для улучшения умственных и физических возможностей человека в целях устра нения тех аспектов человеческого существования, которые транс гуманисты считают нежелательными, —страданий, болезней, ста рения и смерти1. Основные идеи современных сторонников концепции «постче ловека» касаются не только и не столько усовершенствования био логической и психической природы человека с помощью новейших технологий ( искусственные органы, нейропротезирование, клони рование, преимплантационная генетическая диагностика и отбор эмбрионов, нейрокомпьютерный интерфейс, биохакинг - новое на правление, основанное на использовании известных биоактивных веществ для качественного улучшения всех морфофункциональных характеристик организма, анксиолитики (средства против страхов и тревожности), анальгетики, энтактогены (мощные средства для кратковременного подавления любых негативных чувств), антиде прессанты...), но —и это главное — освобождения его (•«постче ловека) от каких-либо нравственных обязательств и авторитетов (религиозных идеологических, родительских, учительских) —так называемый нравственный релятивизм. Идеи и реальные перспективы вмешательства в природу чело века вызывают в научной среде многочисленные дискуссии. См.: Bostrom N. A History of Transhumanist Thought / / Faculty of Philosophy, Oxford University Journal of Evolution and Technology. № 14. April 2005. P. 1-25. URL: https://nickbostrom.com/pM tr»/h»toi'y.pdf. ■ мурманская Государственная областная универсальная 17 s f научная библиотека
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz