Левитес, Д. Г. Общество и школа: вызовы и ответы : монография / Д. Г. Левитес. — Москва : ИНФРА-М, 2025. — 218 с. — (Научная мысль).

7.10. ОГРАНИЧЕНИЯ И РИСКИ На страницах этой книги мы попытались рассмотреть и про­ анализировать те проблемные обстоятельства, которые генериру­ ются реалиями современной социально-образовательной ситуации в России и в мире, особенностями развития современного ребенка- школьника, а также характером и особенностями управления мо­ дернизацией общего образования в нашей стране. Предлагаемая для их разрешения концепция Педагогики здра­ вого смысла —не только результат теоретических построений и ре­ флексии собственной многолетней педагогической деятельности автора, но и результат анализа и обобщения опыта работы большого количества учителей и целых педагогических коллективов. Осо­ бенно убедительно и ярко некоторые положения этой концепции проявляются в работе лучших педагогов —участников конкурсов «Учитель года», на которых автор много лет работает в качестве председателя жюри. Эти обстоятельства, казалось бы, должно все­ лять если не оптимизм, то надежду на возрождение нашей школы. Однако некоторые события, касающиеся уже самого суще­ ствования школы как социального института с особой миссией, не могут не настораживать. Как это дико ни звучит, но учителям действительно разрешили не иметь педагогического образования. Минпросвещения России направило в регионы разъяснения о применении требований профстандарта к образованию учителей. При наличии среднего профессионального или высшего образо­ вания в своей предметной области учителю не обязательно иметь диплом педагога'. Впрочем, «ветры» эти начали задувать гораздо раньше, чем появилось это поразительное (с учетом названия самого минис­ терства!) управленческое решение. Идея уничтожения педагогиче­ ского образования и самого феномена профессии педагога созрела в недрах Высшей школы экономики (кто бы сомневался!): «Второе направление развития — это учебные программы, вырастающие из наших исследований в сфере образования. У нас есть коллективы, которые занимаются содержанием образования, методикой, образовательной статистикой, измерениями, психо­ логией. Действительно, очень широкий набор. И сейчас институт открыл магистерские программы — для менеджеров образования, по педагогическим измерениям, для учителей. Московские учителя 1 См.: Учителям разрешили не иметь педагогического образования / / Вести образования. URL: h ttp s://v o g az eta .rU /a rticles/2 0 1 9 /4 /4 /q u a lity _ o f_ e d u c a tio n /6 9 3 4 -u c h ite ly am _ ra z re s h ili_ n e _ im e t_ p e d a g o g ic h e s k o g o _ obrazovaniya. 183

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz