Левитес, Д. Г. Общество и школа: вызовы и ответы : монография / Д. Г. Левитес. — Москва : ИНФРА-М, 2025. — 218 с. — (Научная мысль).
7.10. ОГРАНИЧЕНИЯ И РИСКИ На страницах этой книги мы попытались рассмотреть и про анализировать те проблемные обстоятельства, которые генериру ются реалиями современной социально-образовательной ситуации в России и в мире, особенностями развития современного ребенка- школьника, а также характером и особенностями управления мо дернизацией общего образования в нашей стране. Предлагаемая для их разрешения концепция Педагогики здра вого смысла —не только результат теоретических построений и ре флексии собственной многолетней педагогической деятельности автора, но и результат анализа и обобщения опыта работы большого количества учителей и целых педагогических коллективов. Осо бенно убедительно и ярко некоторые положения этой концепции проявляются в работе лучших педагогов —участников конкурсов «Учитель года», на которых автор много лет работает в качестве председателя жюри. Эти обстоятельства, казалось бы, должно все лять если не оптимизм, то надежду на возрождение нашей школы. Однако некоторые события, касающиеся уже самого суще ствования школы как социального института с особой миссией, не могут не настораживать. Как это дико ни звучит, но учителям действительно разрешили не иметь педагогического образования. Минпросвещения России направило в регионы разъяснения о применении требований профстандарта к образованию учителей. При наличии среднего профессионального или высшего образо вания в своей предметной области учителю не обязательно иметь диплом педагога'. Впрочем, «ветры» эти начали задувать гораздо раньше, чем появилось это поразительное (с учетом названия самого минис терства!) управленческое решение. Идея уничтожения педагогиче ского образования и самого феномена профессии педагога созрела в недрах Высшей школы экономики (кто бы сомневался!): «Второе направление развития — это учебные программы, вырастающие из наших исследований в сфере образования. У нас есть коллективы, которые занимаются содержанием образования, методикой, образовательной статистикой, измерениями, психо логией. Действительно, очень широкий набор. И сейчас институт открыл магистерские программы — для менеджеров образования, по педагогическим измерениям, для учителей. Московские учителя 1 См.: Учителям разрешили не иметь педагогического образования / / Вести образования. URL: h ttp s://v o g az eta .rU /a rticles/2 0 1 9 /4 /4 /q u a lity _ o f_ e d u c a tio n /6 9 3 4 -u c h ite ly am _ ra z re s h ili_ n e _ im e t_ p e d a g o g ic h e s k o g o _ obrazovaniya. 183
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz