Левитес, Д. Г. Общество и школа: вызовы и ответы : монография / Д. Г. Левитес. — Москва : ИНФРА-М, 2025. — 218 с. — (Научная мысль).

учитель. И если он видит перед собой вечно раздраженного, уны­ лого или напуганного неудачника, так и не сумевшего реализовать себя в выбранной профессии, то у него (ученика) может сложиться твердое убеждение, что самореализация —это действительно удел избранных. Вывод простой: нескрываемая увлеченность учителя своим делом —важнейший и эффективный фактор «скрытой» образова­ тельной реальности, о которой говорилось выше. Позитивное отношение к себе и к своему предмету. Иногда я «в шутку» спрашиваю своих студентов: «Назовите не задумываясь, с ходу самый важный предмет в школе». Ответ следует незамедлительно: математика. «Почему?» — «Больше всего уроков в неделю, первая строчка в расписании и все сдают экзамен...». И что самое поразительное, на курсах повышения квалификации так же отвечают и учителя. А тогда самые «неважные» учебные предметы? Ну конечно, —музыка, физкультура, труд (простите, ну конечно, «технология»!)... И когда я осторожно спрашиваю тех же студентов: «А если бы вам был предоставлен выбор, то каким учебным предметом вы бы хотели заниматься больше? Что считате важным для себя?» —вот тут палитра ответов становится намного шире. Школа наша, оставаясь в рамках «трансляционного» подхода, по-прежнему занимается «передачей и усвоением» культурного опыта, который в большинстве своем ограничен теми же ЗУНами. Но если изменить точку отсчета и в качестве цели общего об­ разования ставить не овладение учебным содержанием, а развитие личностного потенциала учеников средствами этого содержания (антропоцентрический подход), то важность математики опреде­ ляется не тем, что все сдают экзамен, а тем, что она «ум в порядок приводит», т.е. является не целью, а только средством для развития теоретического мышления. А школьная литература —средство (средство, а не цель!) для формирования «Я-концепции» и построения жизненных сцена­ риев, а школьная история — средство становления гражданина, а учебный предмет «музыка» дарит человеку целый мир, ко ­ торый может стать спасением в трудных жизненных ситуациях, а урок труда... При таком понимании функции... нет, не функции, а Миссии (!) своего учебного предмета учитель не только иначе строит уроки, он иначе понимает свое предназначение — зачем он пришел в школу. 182

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz