Левитес, Д. Г. Общество и школа: вызовы и ответы : монография / Д. Г. Левитес. — Москва : ИНФРА-М, 2025. — 218 с. — (Научная мысль).

В этой работе, казалось бы, нет нужды доказывать очевидное: значимость эмпатии в педагогической деятельности и важность владения учителем разнообразными способами вербальной и не­ вербальной коммуникации. Однако наблюдения на уроках часто доказывают обратное: прекрасный специалист-«предметник»- часто оказывается неспособным наладить рефлексивное управ­ ление процессом обучения, потому что в его педагогической тех­ нике крайне бедно представлено и то и другое. Особенно это ка­ сается невербальных (взгляд, внешний вид, мимика (выражение лица), пантомимика (позы, жесты) и вербальных (дыхание, «опора», диапазон, выразительность, темп речи) способов комму­ никации. И, что бывает особенно досадно при анализе урока, человек легко признает содержательные или методические ошибки, но не видит или не хочет видеть проблемы коммуникации, которые часто бы­ вают решающими в достижении педагогических результатов. Самоактуализации в профессиональной деятельности. Самоактуализация [лат. actualis — действительный, насто­ ящий] — стремление человека к возможно более полному выяв­ лению и развитию своих личностных возможностей. В некоторых направлениях современной западной психологии самоактуали­ зация выдвигается на роль главного мотивационного фактора. Под­ линная самоактуализация по А. Маслоу —потребность в самосо­ вершенствовании, в полной реализации своего потенциала. Традиционно в содержании педагогического образования, как и в подготовке учителя, это понятие рассматривается по отно­ шению к ребенку, к ученику. Но одним из необходимых условий успешной самоактуализации ученика является присутствие в его жизни референтного взрослого, демонстрирующего образец такой самоактуализации и являющегося для него примером. Это могли бы быть родители, но что знает ребенок об их ра­ боте?! Что он знает об отношении к ним сослуживцев или учеников (если мама учительница) и о тех успехах, которые они достигают на профессиональном поприще (если папа —талантливый и ува­ жаемый в своей среде инженер)? Он видит их дома после работы или по выходным, когда продемонстрировать своему отпрыску свою профессиональную и личностную состоятельность родители просто не имеют возможности. Врач в поликлинике, продавец в магазине, эстрадная звезда на телеэкране... Эти «примеры» часто бывают непривлекатель­ ными или, наоборот, могут дать ребенку ложный, а потому опасный пример «удачной» самореализации. Единственный человек, которого он видит ежедневно и с ко­ торым взаимодействует в деятельности обучения, —это школьный 181

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz