Левитес, Д. Г. Общество и школа: вызовы и ответы : монография / Д. Г. Левитес. — Москва : ИНФРА-М, 2025. — 218 с. — (Научная мысль).
В этой работе, казалось бы, нет нужды доказывать очевидное: значимость эмпатии в педагогической деятельности и важность владения учителем разнообразными способами вербальной и не вербальной коммуникации. Однако наблюдения на уроках часто доказывают обратное: прекрасный специалист-«предметник»- часто оказывается неспособным наладить рефлексивное управ ление процессом обучения, потому что в его педагогической тех нике крайне бедно представлено и то и другое. Особенно это ка сается невербальных (взгляд, внешний вид, мимика (выражение лица), пантомимика (позы, жесты) и вербальных (дыхание, «опора», диапазон, выразительность, темп речи) способов комму никации. И, что бывает особенно досадно при анализе урока, человек легко признает содержательные или методические ошибки, но не видит или не хочет видеть проблемы коммуникации, которые часто бы вают решающими в достижении педагогических результатов. Самоактуализации в профессиональной деятельности. Самоактуализация [лат. actualis — действительный, насто ящий] — стремление человека к возможно более полному выяв лению и развитию своих личностных возможностей. В некоторых направлениях современной западной психологии самоактуали зация выдвигается на роль главного мотивационного фактора. Под линная самоактуализация по А. Маслоу —потребность в самосо вершенствовании, в полной реализации своего потенциала. Традиционно в содержании педагогического образования, как и в подготовке учителя, это понятие рассматривается по отно шению к ребенку, к ученику. Но одним из необходимых условий успешной самоактуализации ученика является присутствие в его жизни референтного взрослого, демонстрирующего образец такой самоактуализации и являющегося для него примером. Это могли бы быть родители, но что знает ребенок об их ра боте?! Что он знает об отношении к ним сослуживцев или учеников (если мама учительница) и о тех успехах, которые они достигают на профессиональном поприще (если папа —талантливый и ува жаемый в своей среде инженер)? Он видит их дома после работы или по выходным, когда продемонстрировать своему отпрыску свою профессиональную и личностную состоятельность родители просто не имеют возможности. Врач в поликлинике, продавец в магазине, эстрадная звезда на телеэкране... Эти «примеры» часто бывают непривлекатель ными или, наоборот, могут дать ребенку ложный, а потому опасный пример «удачной» самореализации. Единственный человек, которого он видит ежедневно и с ко торым взаимодействует в деятельности обучения, —это школьный 181
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz