Левитес, Д. Г. Общество и школа: вызовы и ответы : монография / Д. Г. Левитес. — Москва : ИНФРА-М, 2025. — 218 с. — (Научная мысль).
Когда мы говорим о хорошем учителе, то привычно называем такие его характеристики, как владение учебным содержанием и методикой обучения. Все это, безусловно, правильно. Однако практика порой демонстрирует нам учителей, блестяще владе ющих своим предметом и грамотно планирующих уроки, но оказы вающихся часто несостоятельными в достижении метапредметных, а особенно личностных и социальных эффектов образования. И наоборот, иногда люди, не получившие педагогического об разования, но в силу сложившихся жизненных обстоятельств или по призванию пришедшие работать с детьми в сферу дополнитель ного образования оказываются куда более эффективными в педа гогическом взаимодействии со своим воспитанником, чем профес сиональный учитель. Очевидно, эти люди обладают некоторыми важными и профес сионально значимыми личностными качествами, которые не всегда описаны в учебниках по педагогике и в квалификационных харак теристиках педагога, но которые позволяют успешно заниматься педагогической деятельностью. Назовем некоторые из них: 1. Стремление к самоактуализации в профессии. 2. Эмпатия. 3. Направленность на коммуникацию. 4. Владение вербальными и невербальными способами общения. 5. Ппозитивное отношение к себе и своему предмету — ясное представление о том, что ты сам и твой предмет, представляете уникальные возможности для самоактуализации, развития и воспи тания твоего ученика. Раскроем некоторые из этих положений несколько подробнее. Феномен эмпатии как способности поставить себя на место дру гого человека, увидеть и почувствовать ситуацию, как ее видит и чув ствует он, способность к сопереживанию, а также характеристики вербальных и невербальных способов ее проявлений достаточно и полно описаны в психологической и педагогической литературе. Психолог Карл Роджерс определил эмпатию следующим образом: «Быть в состоянии эмпатии означает воспринимать внутренний мир другого точно, с сохранением эмоциональных и смы словых оттенков. Как будто становишься этим другим, но без по тери ощущения «как будто» (выделено мной. — Авт .). Так ощу щаешь радость или боль другого, как он их ощущает, и восприни маешь их причины, как он их воспринимает. Но обязательно должен оставаться оттенок “как будто”: как будто это я радуюсь или огорчаюсь»1. 1 См.: Rogers C.R. Empathic: an unappreciated way of being / / The Counseling Psychologist. 1975. Vol. 5, № 2. P. 2-10. 180
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz