Левитес, Д. Г. Общество и школа: вызовы и ответы : монография / Д. Г. Левитес. — Москва : ИНФРА-М, 2025. — 218 с. — (Научная мысль).
ский: все, что находится вне их, не имеет общего мирового зна чения, не оказывает прямого влияния на историю человечества. Отвечая на вопрос, в каком отношении стоят эти три культуры к трем коренным силам исторического развития, автор описывает му сульманский Восток как силу исключительного единства, подчинен ного единому началу религии, отрицающей всякую множественность форм, всякую индивидуальную свободу. «Поэтому в мусульманском мире все сферы и степени человеческой жизни являются в состоянии слитности, смешения, лишены самостоятельности относительно друг дуруга и все вместе подчинены одной подавляющей власти религии». Западная цивилизация, по мнению автора, являет прямо проти воположный характер. «Здесь мы видим быстрое и непрерывное раз витие, свободную игру сил, самостоятельность и исключительное самоутверждение всех частных форм и индивидуальных элементов... чрезмерное развитие индивидуализма в современном Западе ведет прямо к своему противоположному — к всеобщему обезличению и опошлению. Крайняя напряженность личного сознания, не находя себе соответсвующего предмета, переходит в пустой и мелкий эгоизм, который всех уравнивает». Третьей силой, долженствующей, по мнению В. Соловьева, дать человеческому развитию его безусловное содержание, может быть только народ, от которого требуется «только свобода от всякой огра ниченности и односторонности, возвышение над узкими специаль ными интересами... всецелая вера в положительную действитель ность высшего мира и покорное к нему отношение. А эти свойства, несомненно, принадлежат племенному характеру Славянства и его главного представителя — народа русского, ибо все остальные ис торические народы находятся под преобладающей властью той или другой из двух первых исключительных сил...» И как философское предвидение почти полуторавековой давности событий сегодняшнего противостояния России и коллективного За пада звучат слова В. Соловьява о грядущм предназначении России. *** сКогда наступит час обнаружения для России ее историче ского призвания, никто не может сказать, но все показывает, что этот час близок, даже несмотря на то, что в русском обществе не существует почти никакого действительного со знания своей высшей задачи»'. Если на социально-политическом и социокультурном уровнях этот грядущий новый мир представляет собой конфликт циви лизаций, то на психологическом, ментальном уровне обращают 1 См.: Соловьев B.C. Избранное / сост. А.В. Гулыги, С.Л. Кравца; вступ. ст. А.В. Гулыги. С. 5-40; примеч. С.Л. Кравца. М.: Сов. Россия, 1990. 496 с. 16
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz