Левитес, Д. Г. Общество и школа: вызовы и ответы : монография / Д. Г. Левитес. — Москва : ИНФРА-М, 2025. — 218 с. — (Научная мысль).

ский: все, что находится вне их, не имеет общего мирового зна­ чения, не оказывает прямого влияния на историю человечества. Отвечая на вопрос, в каком отношении стоят эти три культуры к трем коренным силам исторического развития, автор описывает му­ сульманский Восток как силу исключительного единства, подчинен­ ного единому началу религии, отрицающей всякую множественность форм, всякую индивидуальную свободу. «Поэтому в мусульманском мире все сферы и степени человеческой жизни являются в состоянии слитности, смешения, лишены самостоятельности относительно друг дуруга и все вместе подчинены одной подавляющей власти религии». Западная цивилизация, по мнению автора, являет прямо проти­ воположный характер. «Здесь мы видим быстрое и непрерывное раз­ витие, свободную игру сил, самостоятельность и исключительное самоутверждение всех частных форм и индивидуальных элементов... чрезмерное развитие индивидуализма в современном Западе ведет прямо к своему противоположному — к всеобщему обезличению и опошлению. Крайняя напряженность личного сознания, не находя себе соответсвующего предмета, переходит в пустой и мелкий эгоизм, который всех уравнивает». Третьей силой, долженствующей, по мнению В. Соловьева, дать человеческому развитию его безусловное содержание, может быть только народ, от которого требуется «только свобода от всякой огра­ ниченности и односторонности, возвышение над узкими специаль­ ными интересами... всецелая вера в положительную действитель­ ность высшего мира и покорное к нему отношение. А эти свойства, несомненно, принадлежат племенному характеру Славянства и его главного представителя — народа русского, ибо все остальные ис­ торические народы находятся под преобладающей властью той или другой из двух первых исключительных сил...» И как философское предвидение почти полуторавековой давности событий сегодняшнего противостояния России и коллективного За­ пада звучат слова В. Соловьява о грядущм предназначении России. *** сКогда наступит час обнаружения для России ее историче­ ского призвания, никто не может сказать, но все показывает, что этот час близок, даже несмотря на то, что в русском обществе не существует почти никакого действительного со ­ знания своей высшей задачи»'. Если на социально-политическом и социокультурном уровнях этот грядущий новый мир представляет собой конфликт циви­ лизаций, то на психологическом, ментальном уровне обращают 1 См.: Соловьев B.C. Избранное / сост. А.В. Гулыги, С.Л. Кравца; вступ. ст. А.В. Гулыги. С. 5-40; примеч. С.Л. Кравца. М.: Сов. Россия, 1990. 496 с. 16

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz