Левитес, Д. Г. Общество и школа: вызовы и ответы : монография / Д. Г. Левитес. — Москва : ИНФРА-М, 2025. — 218 с. — (Научная мысль).

новых кислот муравьиная кислота отличается тем, что ее можно рассматривать и как кислоту, и как альдегид: она вступает в ре­ акции, характерные как для альдегидов, так и для кислот. А всего-то и надо было посмотреть на формулу с другой стороны. Кстати, некоторые современные режиссеры, уродующие в своих театральных или кинематографических изысках классические л и ­ тературные произведения, объясняют это другим видением исход­ ного материала. 7.8. «СКРЫТОЕ» ОБРАЗОВАНИЕ «Уклад» , «фон», «среда» , «подтекст», «контекст», «школа как со-бытие», школа-^дом», «ритуалы» и «сим­ волы», «традиции» и «обряды»... Изучение реального уклада жизни школы помогло бы ответить на ряд важных вопросов. Почему, например, в некоторых школах при, казалось бы, скромном ресурсном обеспечении образователь­ ного процесса в сознании школьников и выпускников сохраняется ценность школьного образования и значимость одиннадцати лет жизни, проведенных в школе. И почему тогда в других школах, при мощном ресурсном обес­ печении и вполне благополучных внешних показателях качества получаемого образования, сохраняется напряженная атмосфера недоброжелательности, страха и внутреннего сопротивления уче­ ников тому, что с ними происходит в школе. Речь идет о школьном укладе, о том особом психологическом климате школы, который является результатом явных или «скрытых» механизмов взаимодействия администрации, учителей и учеников, тех предметно-пространственной и знаково-символи- ческой сторонах образовательной пространства школы, которые создаются их общими усилиями. Мы думаем, что это мы одни «их» обучаем, развиваем, воспиты­ ваем, социализируем, готовим к будущей профессии... И то, что это не всегда у нас получается хорошо, объясняем несовершенством со­ держания образования, организационных форм и методов обучения. Мы глубоко заблуждаемся! Наши ученики обучаются, воспитываются, развиваются и социа­ лизируются под воздействием факторов, не фиксируемых и не учи­ тываемых в педагогической деятельности, но незримо влияющих на ее эффективность. Совокупность этих факторов, о которых зачастую мы можем только догадываться, можно было бы назвать «скрытая» образо­ вательная реальность, если бы не одно обстоятельство: скрыта она 177

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz