Левитес, Д. Г. Общество и школа: вызовы и ответы : монография / Д. Г. Левитес. — Москва : ИНФРА-М, 2025. — 218 с. — (Научная мысль).

7.7. УРОК КАК ФЕНОМЕН ТВОРЧЕСТВА КАЖДОГО УЧЕНИКА С помощью системы творческих задач развивать на уроках творческие способностей не только отдельных учеников, ко­ торые поддерживают имидж школы на престижных олимпи­ адах и конкурсах, но ВСЕХ учеников. Нет ни одного учебного предмета, ни одной учебной темы в этих предметах, в которых невозможно было бы найти такие задачи в « скрытом » виде. Эта идея реализуется через уроки, которые строятся на система­ тическом (но не последовательном!) решении творческих задач, сформулированных в одной из теорий содержания образования (И.Я. Лернер). Творческие задачи: • самостоятельное осуществление ближнего и дальнего переноса знаний и умений в новую ситуацию (внутрипред- метный, межпредметный, напредметный перенос); • обнаружение новой проблемы в стандартной ситуации; • установление целостной структуры объекта; • видение новой функции объекта; • комбинирование и преобразование ранее известных спо­ собов деятельности при решении новой проблемы. Что же это могут быть за учебные операции, что входит в со­ держание опыта творческой деятельности на уроке? В соответствии с вышеназванной теорией ими являются: Педагогический опыт автора и его опыт работы с учителями- предметниками в системе повышения квалификации позволяет с уверенностью утверждать, что нет ни одного учебного предмета, ни одной учебной темы в этих предметах, в которых невозможно было бы найти такие задачи в «скрытом» виде. И если учитель су­ меет их разглядеть и предъявить своим ученикам, если будет де­ лать это систематически (а еще лучше —если это будут делать и его коллеги-предметники), то это позволит достаточно эффективно развивать на самых обыкновенных уроках творческий потенциал мышления любого ученика, а не только потенциальных участников международных олимпиад. Теоретический анализ содержания разнообразных творческих задач, как и многочисленные образовательные практики, показы­ вает, что все они укладываются в этот перечень, что нет задач, в ко­ торых бы проявились иные черты творчества. Для нас это означает, что творчество учеников на уроке и во вне­ классной работе не есть что-либо уникальное, присущее только от­ 175

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz