Левитес, Д. Г. Общество и школа: вызовы и ответы : монография / Д. Г. Левитес. — Москва : ИНФРА-М, 2025. — 218 с. — (Научная мысль).

Коммуникативные: владение устной и письменной речью (в том числе и на иностранном языке) на уровне, необходимом и доста­ точном для осуществления профессиональной и иной деятельности. Информационные: готовность самому добывать, анализиро­ вать и критически осмысливать поступающую информацию (степень надежности источника), при обработке информации от­ личать факты от мнений, интерпретаций, оценок, формировать собственные мнения и суждения (работа с поисковыми системами, библиографическими источниками, различными каталогами и т.п.). Межкультурного взаимодействия: понимание необходимости и готовность принимать различия между людьми (национальные, социальные, религиозные, культурные) и конструктивно взаимодей­ ствовать с ними. Познавательные: понимание необходимости и готовность учиться и переучиваться всю жизнь. Рефлексивные: понимание необходимости и готовность объек­ тивно анализировать свой внутренний мир, свои индивидуальные свойства, свое поведение и деятельность по всем ее компонентам (результат — средства и методы, которые использовались для его получения, — содержание деятельности — ее цели). (В некотором смысле комплекс этих универсальных навыков укладывается в содержание понятия ■* функциональная грамот­ ность *■, так, как оно трактуется в социологии: способность чело­ века вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.) *** Несформированность у выпускника школы этих универсальных навыков становится серьезным барьером для: • выполнения компетенций работника современного пред­ приятия, где труд носит преимущественно корпоративный характер; • студента вуза, оказавшегося на первом курсе неспособным самостоятельно планировать, организовывать, контролировать и оценивать собственную деятельность; • гражданина многонационального государства, если у него не сформирована готовность понять и принять различия между людьми (языковые, этнические, национальные, религиозные); • пользователя информационных ресурсов, если у него не сформирована способность анализировать и критически осмы­ сливать поступающую информацию. * * * Информация к размышлению Развивая эту тему, мы хотели бы обратить внимание чита­ теля на интересный проект Института образования Высшей 173

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz