Левитес, Д. Г. Общество и школа: вызовы и ответы : монография / Д. Г. Левитес. — Москва : ИНФРА-М, 2025. — 218 с. — (Научная мысль).

ниями), ссоры, драки, примирения, походы с ночевками в палатках, «гитара по кругу» у ночного костра... —все это и становилось той школой-тренингом коммуникативных умений, за которые сейчас люди платят деньги различным «коучам». Сегодня набор таких навыков, определить непросто. Например, вопрос о том, должен ли современный школьник быть квалифицированным пользователем современных гаджетов, уже не обсуждается. А вот каким навыком он должен обладать, тратя немалые деньги на их обновление, чтобы не стать жертвой рекламной кампании их производителей? Еще совсем недавно люди пришли к выводу, что без владения (на уровне навыка) английским языком в сегодняшнем мире не про­ жить. И мы тратим гигантское количество времени, усилий и денег, обучая детей этому навыку. А мы уверены, что к середине XXI в. не появится устройство, которое будет осуществлять любой перевод (в том числе и синхронный) лучше любого человека, и это устройство, внедренное в виде чипа в голову, сделает полностью бессмысленным потраченные время, усилия и деньги на овладение этим навыком? Современные авторы составляют самые различные наборы таких универсальных навыков, которыми должен владеть человек в XXI в. Опираясь на здравый смысл, попытаемся и мы представить такой перечень, соблюдая два условия: во-первых, они должны быть до­ статочно универсальны, чтобы ими мог пользоваться любой человек независимо от того, какое образование он получил в тех обстоятель­ ствах, в которых они потребуются. И во-вторых, их должно быть не­ много, чтобы они были все время на слуху и в памяти и овладение ко­ торыми мог рефлексировать любой человек в процессе образования и самообразования. (Впрочем, способность к рефлексии уже является универсальным навыком, позволяющим в словах «образование» и «са­ мообразование» в данном контексте легко обнаружить тавтологию.) Итак, какие же универсальные навыки необходимо формиро­ вать у современного школьника? Организационно-практические: готовность ставить цели своей деятельности (ранжировать их) планировать, организовывать , контролировать и оценивать свою деятельность; беглое чтение, письмо, счет; мнемонические умения; для будущих студентов — владение элементами когнитивной графики (обобщающие таблицы, блок-схемы, фреймы, опорные конспекты и т.п.); активное исполь­ зование компьютера и другой оргтехники. Социальные: готовность работать в группе, в команде, выпол­ нять в ней разные социальные роли (лидера-организатора, лидера- генератора идей, исполнителя и др.), выстраивать систему дока­ зательств, аргументируя свою позицию, принимать иную точку зрения и корректировать свою, предупреждать и регулировать конфликты и т.п. 172

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz