Левитес, Д. Г. Общество и школа: вызовы и ответы : монография / Д. Г. Левитес. — Москва : ИНФРА-М, 2025. — 218 с. — (Научная мысль).
7.6. ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ НАВЫКОВ И УНИВЕРСАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ Находить возможности через предметное содержание, не нарушая принципа фундаментальности общего образо вания, формировать универсальные навыки учеников. Как известно, навык —это умение, доведенное до автоматизма. Есть специальные умения, которыми ты когда-то овладел, но они могут никогда не понадобиться в твоей жизни (я после школы ни когда не решал квадратные уравнения, хотя на уроках алгебры «щелкал» их как орешки), а есть те, владение которыми сопро вождает тебя всю жизнь и во многом определяет ее успешность. Набор таких навыков определяется временем, в котором ты жи вешь, твоим микросоциумом (город или деревня) и делом, которым ты занимаешься. В деревнях и поселках такому универсальному навыку, как ведение домашнего хозяйства, учили абсолютно всех детей с самого раннего возраста, потому что от этих умений в те трудные времена зависело порой само выживание семьи. Коммуникативные навыки формировались не только в школе (ок- тябрятские звездочки, пионерские отряды, комсомольские группы, многочисленные внешкольные и внеклассные мероприятия, позже в университетах —студенческие стройотряды и т.п.), но в основном во дворах и на улицах, где ребята проводили почти все свободное время. Вот уж где была настоящая школа жизни! «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались...» (фото из авторского архива) Совместные игры, обсуждения прочитанных книг и увиденных фильмов (на новый фильм ходили целыми дворовыми компа
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz