Левитес, Д. Г. Общество и школа: вызовы и ответы : монография / Д. Г. Левитес. — Москва : ИНФРА-М, 2025. — 218 с. — (Научная мысль).

даться), а опыт познания. Это означает, что не только и не столько цвет штор в классе или грамотная речь учителя, и даже не блестяще отобранный учебный материал, а само построение урока, его тех­ нология, раскрывающая генезис знания, превращающая ученика на короткий период урока в исследователя, —вот главные прояв­ ления культуры на уроке. 7.5. ФОРМИРОВАНИЕ НАУЧНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ Преодоление фрагментарности усвоения школьного есте­ ственно-научного образования и развитие целостной, эмоцио­ нально значимой научной картины мира в сознании —важ­ нейшее условие формирования научного мировоззрения как фундамента для продолжения образования и защиты от об­ скурантизма. Выше мы подробно останавливались на ущербности обра­ зования, которое не ориентировано на формирование у школь­ ников целостной научной картины мира и на ее основе —личного, эмоционально-ценностного отношения к нему, т.е. научного миро­ воззрения. Тогда же мы рассматривали основные причины, которые пре­ пятствуют решению этой задачи. Основная среди них —проблема интеграции содержания школь­ ного естественно-научного образования: фрагментарность, -«раз­ дробленность» школьного естественно-научного образования в рамках предметно-дисциплинарной модели обучения. И как след­ ствие, проблемы мотивации при изучении этих предметов («зачем мне изучать химию, если я поступаю на юридический?»). Что делать? Решение проблемы на содержательном уровне видится в макси­ мально возможной на основной ступени школьного образования интеграции содержания естественно-научного образования путем осуществления внутрипредметных, межпредметных и надпред- метных связей (смотри ниже «Перенос знаний...»). На старшей ступени —обязательное изучение интегрированных курсов «Естествознание» или «Концепции естественно-научного образования». На технологическом уровне —активное внедрение в практику школьного обучения таких технологий, как: — технология обучения как учебного исследования, — технология проблемного обучения, — технология проектного обучения, — технология развития критического мышления. 170

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz