Левитес, Д. Г. Общество и школа: вызовы и ответы : монография / Д. Г. Левитес. — Москва : ИНФРА-М, 2025. — 218 с. — (Научная мысль).
ревне), даже в изрядном подпитии, практически невозможно было услышать грязного слова. То, что всегда оставалось табу даже в среде не очень образованных людей, сегодня становится свое образной бравадой в среде интеллектуалов. Назвать их интеллиген тами не поворачивается язык. Окружающая ребенка жизнь (и виртуальная в том числе) — плохой учитель для развития общей культуры! Чем реже ребенок сталкивается с проявлениями культуры в обыденной жизни, тем полнее ее атрибуты должны быть представлены на уроке. Школьный урок, учитель, по сути, остаются теми редкими (если не уникальными) явлениями нашей жизни, сталкиваясь с кото рыми ученик не просто встречается с культурными образцами (как, например, в театре или музее), но и активно взаимодействует с ними, осуществляя свою ведущую деятельность. Это дает такому уроку и такому учителю уникальный шанс реализовывать свою воспитывающую функцию несравнимо более эффективно, нежели на специальных «воспитательных» мероприятиях. Интерьер классной комнаты, кабинета, рекреации, туалет, про странство вокруг школы, внешний вид учителя и учеников, их речь, стиль общения должны являть собой если не образцы, то нормы со временной культуры. Этот аспект урока становится тем важнее, чем реже сталкиваются ученики с подобными проявлениями культуры в повседневной жизни. Во-вторых, как мы уже отмечали выше, содержание образо вания само является отражением социокультурного опыта. Между тысячелетним опытом человечества в той или иной сфере по знания и учеником стоит реальный носитель этого опыта —учи тель. И может так случиться, что такого эффективного посредника ученик не встретит за всю свою последующую жизнь. Каждый из вас наверняка сталкивался с такой ситуацией, когда при встрече выпускников одни вспоминают уроки химии (физики или литературы) как самые яркие впечатления от своей школьной жизни, а другие не могут говорить об этом без отвра щения. А, ведь в обоих случаях обучение шло по одной и той же учебной программе. Все дело в том, что в учебной программе заложено, как пра вило, только два компонента социокультурного опыта — знания и способы деятельности; остальное (опыт творчества и опыт со переживания, опыт формирования ценностей) остается на усмот рение учителя. Без активного освоения этих элементов человече ского опыта вхождение ученика в культуру будет весьма пробле матичным. И еще один оттенок в этой «краске» урока: культурно не само знание (оно может устареть или никогда в жизни не приго- 169
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz