Левитес, Д. Г. Общество и школа: вызовы и ответы : монография / Д. Г. Левитес. — Москва : ИНФРА-М, 2025. — 218 с. — (Научная мысль).

открытое обучение, метод Е.Н. Ильина, обучение как исследование, концентрированное обучение (суггестия), обучение в сотрудни­ честве, регламентированная дискуссия, мозговой штурм, различные виды интерактивного обучения и т.п.). 7.4. УРОК КАК ФЕНОМЕН КУЛЬТУРЫ Школьный урок, учитель остаются теми редкими (если не уникальными) явлениями нашей жизни, сталкиваясь с ко­ торыми ученик не просто встречается с культурными образ­ цами (как, например, в театре или музее), но и активно взаи­ модействует с ними, осуществляя свою ведущую деятель­ ность. « Заговори, чтобы я тебя увидел» Слова, которые которые мы произносим и слышим, обладают колоссальной мощью, формируя сознание и личность в целом. Вот почему проблема культуры, чистоты речи так актуальна се­ годня, когда мы все чаще сталкиваемся с ненормативной лексикой в повседневной жизни: в общественных местах, транспорте и даже в стенах учебных заведений. За примерами далеко ходить не надо: одиозной музыкальной группе, которая в своих выступлениях ис­ пользует мат, предоставляются лучшие концертные залы, а ее ру­ ководитель становится членом жюри детского (!) вокального кон­ курса! Дети впитывают и максимально используют то, что слышат и видят в окружающем мире с самых ранних лет. Мне однажды пришлось стать свидетелем того, как в центре города на бульваре две молодые мамы с колясками, оживленно беседуя о чем-то, че­ редовали каждое слово матом, даже не понижая голоса, несмотря на то, что рядом играли дети. Когда попытался вразумить молодых дам, то немедленно узнал о себе много интересного. В этом есть серьезная опасность: когда мат, являясь достоя­ нием низшей социальной среды, становится привычным для всего общества, происходит опасное слияние одного социума с другим, смещение ценностных ориентиров. Об этом свидетельствуют появ­ ляющиеся публикации филологов, защищающих экспансию ненор­ мативной лексики и англицизмов в русский язык ввиду необходи­ мости его естественного развития и обогащения. Я вырос в рабочем поселке, работал учеником мастера на за ­ воде — и поселковый, и рабочий люд всегда с некоторой осторож­ ностью и даже брезгливостью относились к матерщинникам. А уж от интеллигентного человека — врача, учителя (особенно в де­ 168

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz