Левитес, Д. Г. Общество и школа: вызовы и ответы : монография / Д. Г. Левитес. — Москва : ИНФРА-М, 2025. — 218 с. — (Научная мысль).

И педагогическая практика, и педагогическая психология с уве­ ренностью доказывают, что основные психологические уста­ новки подростка —самоопределение и самоутверждение. В дея­ тельности и поведении им движет именно стремление найти себя в каком-нибудь деле и этим утвердиться в группе сверстников. Как это сделать? Чтением книг или просмотром фильмов, с ге­ роями которых часто отождествляет себя подросток, строит жиз­ ненные сценарии и модели поведения, а иногда и выбирает бу­ дущую профессию? Сомнительный путь: слишком многое должно «совпасть» в киногерое или герое литературного произведения и в его читателе или зрителе, чтобы этот выбор оказался верным, и велика опасность ошибки и последующего разочарования. Самый верный, а по сути, и единственный способ -«найти себя» — включение в полноценную, осознанную деятельность. Вот в таком поиске наш герой и мечется, перебирая кружки, секции, студии, формальные и неформальные объединения сверстников и пугая родителей своим непостоянством. И все это происходит после уроков, и вроде бы по нашей «взро­ слой» логике так и должно быть: внеклассная, внешкольная дея­ тельность, дополнительное образование... Не должно1 13-15-летний человек, с его психологическими и физиологиче­ скими проблемами, мучительными поисками себя и своего места в этом мире шесть часов проводит за школьной партой, занимаясь по сути единственным видом деятельности — академической, учебно-познавательной в форме классно-урочной системы. Да разве только эти шесть часов?! Средняя продолжительность учебного дня (все виды учебных занятий школьников 9 -х и 11-х классов) равняется 11,5 часа. Очень часто эта цифра доходит до 14 часов. В отдельных случаях до 16,5 часа. (Данные автора по Мурманской области.) Хорошо, если произойдет «счастливое совпадение » и ра з­ витые академические способности, высокая познавательная актив­ ность, сформированные организационно-практические и интеллек­ туальные умения позволят подростку решить проблемы самоопре­ деления и самоутверждения именно в данном виде деятельности. Много ли таких (в этом возрасте чаще всего ими оказываются девочки) и что делать остальным к концу учебного дня, который в очередной раз подтвердил бессмысленность для личностного роста часов, проведенных за школьной партой? Очевидно, что возрастосообразная основная школа должна пре­ вращаться из монодеятельностной в полидеятельностную, чтобы за те же шесть часов пребывания в ней ученик осваивал учебное содержание, включаясь в различные виды деятельности, в гораздо большей степени, чем это происходит сегодня ( проектное обучение, 167

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz