Левитес, Д. Г. Общество и школа: вызовы и ответы : монография / Д. Г. Левитес. — Москва : ИНФРА-М, 2025. — 218 с. — (Научная мысль).
Способ реализации: а) представление и освоение учебного содержания как • опыта познания (а не «готового» знания); • опыта овладения не столько специальными, но, в первую очередь, надпредметными умениями; • опыта творчества (см. ниже); • опыта формирования ценностных отношений через: б) актуализацию и развитие жизненного, «доучебного» опыта ученика при изучении учебного содержания; в) представление науки не как «реестра» научных достижений, но в первую очередь как «драмы людей и идей». Эмпирческий срез Учитель начинает урок по теории Дарвина с того, что читает письмо, которое написала жена Дарвина мужу узнав, что тот соби рается опубликовать «Происхождения видов». Она ничего не поняла из этого текста, но будучи женщиной очень набожной почувство вала, что муж «восстает против Б-га». Она пишет мужу, что ради спасения собственной души и благополучия семьи ему не следует публиковать эту работу. И если верить биографам Дарвина, тот дает согласие жене, но при этом заболевает: тяжелейший нервный срыв. И тогда жена проводит ночь в церкви, и наутро объявляет мужу, что дает согласие на публикацию этой работы, но она «всю жизнь будет отмаливать его грех!». Я сижу за последней партой, слежу за ребятами — они не сводят глаз с портрета Дарвина. На портрете старик в академической шапочке, а из рассказа учителя встает образ молодого, любящего и страдающего человека. Так впервые на урок входит наука не как « реестр» научных све дений, а как драма людей и идей! 7.3. ВОЗРАСТОСООБРАЗНАЯ ШКОЛА И УРОК КАК ФЕНОМЕН УСПЕХА КАЖДОГО УЧЕНИКА Образовательное пространство , в котором ребенок , ученик проводит большую часть своей жизни, должно в мак симальной степени учитывать и соответствовать психоло гическим установкам данного возраста (потребности, ожи дания, мотивы , страхи, запросы...) и другим психологическим и физиологическим особенностям данного возраста. Если сравнивать по уровням образования, то основная проблема «возрастосообразности» школы была и остается на основной сту пени школьного образования. И эта проблема переживается под ростками особенно остро. 166
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz