Левитес, Д. Г. Общество и школа: вызовы и ответы : монография / Д. Г. Левитес. — Москва : ИНФРА-М, 2025. — 218 с. — (Научная мысль).

Способ реализации: а) представление и освоение учебного содержания как • опыта познания (а не «готового» знания); • опыта овладения не столько специальными, но, в первую очередь, надпредметными умениями; • опыта творчества (см. ниже); • опыта формирования ценностных отношений через: б) актуализацию и развитие жизненного, «доучебного» опыта ученика при изучении учебного содержания; в) представление науки не как «реестра» научных достижений, но в первую очередь как «драмы людей и идей». Эмпирческий срез Учитель начинает урок по теории Дарвина с того, что читает письмо, которое написала жена Дарвина мужу узнав, что тот соби­ рается опубликовать «Происхождения видов». Она ничего не поняла из этого текста, но будучи женщиной очень набожной почувство­ вала, что муж «восстает против Б-га». Она пишет мужу, что ради спасения собственной души и благополучия семьи ему не следует публиковать эту работу. И если верить биографам Дарвина, тот дает согласие жене, но при этом заболевает: тяжелейший нервный срыв. И тогда жена проводит ночь в церкви, и наутро объявляет мужу, что дает согласие на публикацию этой работы, но она «всю жизнь будет отмаливать его грех!». Я сижу за последней партой, слежу за ребятами — они не сводят глаз с портрета Дарвина. На портрете старик в академической шапочке, а из рассказа учителя встает образ молодого, любящего и страдающего человека. Так впервые на урок входит наука не как « реестр» научных све­ дений, а как драма людей и идей! 7.3. ВОЗРАСТОСООБРАЗНАЯ ШКОЛА И УРОК КАК ФЕНОМЕН УСПЕХА КАЖДОГО УЧЕНИКА Образовательное пространство , в котором ребенок , ученик проводит большую часть своей жизни, должно в мак ­ симальной степени учитывать и соответствовать психоло­ гическим установкам данного возраста (потребности, ожи­ дания, мотивы , страхи, запросы...) и другим психологическим и физиологическим особенностям данного возраста. Если сравнивать по уровням образования, то основная проблема «возрастосообразности» школы была и остается на основной сту­ пени школьного образования. И эта проблема переживается под­ ростками особенно остро. 166

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz