Левитес, Д. Г. Общество и школа: вызовы и ответы : монография / Д. Г. Левитес. — Москва : ИНФРА-М, 2025. — 218 с. — (Научная мысль).
Любые действия учителя на уроке должны быть осмыслены и приняты учеником как личностно значимые: «Он хочет сделать меня лучше, и все, что он делает, —он делает для меня! И я должен ему в этом помочь!» Возвращение воспитывающей функции на урок касается не только гуманитарных, но и естественно-научных и математи ческих дисциплин: — наука как драма людей и идей, — красота эксперимента или доказательства теоремы, — яркие факты из истории науки и биографий ученых. Целенаправленное проектирование и создание на уроке особых нравственно-этических ситуаций при изучении учебного содер жания требует от учителя не только безупречного владения содер жанием учебного предмета, различными педагогическими и психо логическими техниками, но и соответствующей профессиональной направленности личности педагога. 7.2. СДЕЛАТЬ КАЖДЫЙ УРОК ФЕНОМЕНОМ ЖИЗНИ Жизнь и школа —два плохо «сопрягающихся» пространства. Многие значимые для ребенка события и ситуации проходят за сте нами школы. Крайне важно, чтобы те шесть-семь часов, которые ученик проводит за школьной партой, стали естественным обогащением и развитием его жизненного опыта. Школа, период ученичества для ученика — это не подготовка к жизни, а сама жизнь, ее самый значительный в плане самоопределения и самоактуали зации этап. Но массовая практика свидетельствует о том, что в жизни ре бенка, особенно подростка и старшего школьника, его бытие четко подразделяется на две, существующие относительно независимо части —школа и жизнь. Школьный «отличник» часто становится изгоем во дворе, и наоборот, уличный лидер на уроке чувствует себя аутсайдером. Но и тот и другой самые яркие, самые значительные эпизоды своей жизни проживают и переживают после того, как за канчиваются уроки. Между тем, возвращаясь к характеристикам современного урока, следует вспомнить, что столь модное сегодня пове трие — «личностно-ориентированное обучение» —по сути своей означает опору на личный (жизненный, доучебный и учебный) опыт ученика, актуализацию, развитие и рефлексию этого опыта. Это единственный путь превращения урока во фрагмент жизни ученика. 165
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz