Левитес, Д. Г. Общество и школа: вызовы и ответы : монография / Д. Г. Левитес. — Москва : ИНФРА-М, 2025. — 218 с. — (Научная мысль).
Глава 7 ПЕДАГОГИКА ЗДРАВОГО СМЫСЛА В условиях, когда семья, общество и государство не в состоянии «договориться» по вопросу о том, для чего нужна школа, когда пе дагогическая наука не может предложить общеобразовательной школе единую общую систему целей, которая могла бы служить ориентиром для построения целостного педагогического процесса, этим ориентиром для школы и для каждого учителя может стать здравый смысл, наполненный знанием тех реальных проблем школьников, с которыми они сталкиваются сегодня в своем мире и мире взрослых и с которыми столкнуться при выходе из школы. Концепция «Педагогика здравого смысла», разрабатываемая нами последние десять лет, предлагает следующие теоретически обоснованные и проверенные многолетними разнообразными обра зовательными практиками перспективные линии проектирования образовательного процесса в современной школе. 7.1. «ВЕРНУТЬ» ВОСПИТАНИЕ НА УРОК Урок —это нечто поучительное, то, из чего можно сделать вывод для будущего (сПолучить хороший урок» , «Это ему урок на будущее»-, «Извлечь урок»). Урок —это встреча со значимым взрослым, встреча с Учителем, который может дать такой урок (а может дать и совсем «другой» урок). Уинстону Черчиллю приписывают выражение: «Учитель обладает властью, о которой премьер-министр может только меч тать». Готовность (желание и умение) создать на уроке, при изу чении учебного содержания нравственно-этическую ситуацию, в которой это содержание естественным образом войдет в жиз ненный опыт ученика, —вот актуальная профессиональная за дача учителя-предметника. За годы школьного обучения каждый ученик получает 11 тыс. уроков. И каждый из них может (должен) стать Уроком —таким событием-встречей со значимым взрослым. Эта задача может и должна решаться при проведении разных типов и видов урока и, что особенно важно, на всех этапах — от проверки актуализации опорных знаний в начале урока до задания на дом в по его завершении. 164
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz