Левитес, Д. Г. Общество и школа: вызовы и ответы : монография / Д. Г. Левитес. — Москва : ИНФРА-М, 2025. — 218 с. — (Научная мысль).

Глава 7 ПЕДАГОГИКА ЗДРАВОГО СМЫСЛА В условиях, когда семья, общество и государство не в состоянии «договориться» по вопросу о том, для чего нужна школа, когда пе­ дагогическая наука не может предложить общеобразовательной школе единую общую систему целей, которая могла бы служить ориентиром для построения целостного педагогического процесса, этим ориентиром для школы и для каждого учителя может стать здравый смысл, наполненный знанием тех реальных проблем школьников, с которыми они сталкиваются сегодня в своем мире и мире взрослых и с которыми столкнуться при выходе из школы. Концепция «Педагогика здравого смысла», разрабатываемая нами последние десять лет, предлагает следующие теоретически обоснованные и проверенные многолетними разнообразными обра­ зовательными практиками перспективные линии проектирования образовательного процесса в современной школе. 7.1. «ВЕРНУТЬ» ВОСПИТАНИЕ НА УРОК Урок —это нечто поучительное, то, из чего можно сделать вывод для будущего (сПолучить хороший урок» , «Это ему урок на будущее»-, «Извлечь урок»). Урок —это встреча со значимым взрослым, встреча с Учителем, который может дать такой урок (а может дать и совсем «другой» урок). Уинстону Черчиллю приписывают выражение: «Учитель обладает властью, о которой премьер-министр может только меч­ тать». Готовность (желание и умение) создать на уроке, при изу­ чении учебного содержания нравственно-этическую ситуацию, в которой это содержание естественным образом войдет в жиз­ ненный опыт ученика, —вот актуальная профессиональная за­ дача учителя-предметника. За годы школьного обучения каждый ученик получает 11 тыс. уроков. И каждый из них может (должен) стать Уроком —таким событием-встречей со значимым взрослым. Эта задача может и должна решаться при проведении разных типов и видов урока и, что особенно важно, на всех этапах — от проверки актуализации опорных знаний в начале урока до задания на дом в по его завершении. 164

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz