Левитес, Д. Г. Общество и школа: вызовы и ответы : монография / Д. Г. Левитес. — Москва : ИНФРА-М, 2025. — 218 с. — (Научная мысль).

вания. Однако их реализация в образовательной практике массовой школы существенно затруднена следующими обстоятельствами: 1. Цель деятельности по определению является ее системоо­ бразующим компонентом, определяя отбор соответствующего со­ держания образования (на уровне учебного предмета), и выбор аде­ кватной технологии обучения (подчеркнем: не «инновационной» или «традиционной», а именно адекватной поставленной цели и отобранному содержанию) и урок, проектируемый в рамках ком- петентностного подхода, —это принципиально иной урок по срав­ нению с уроком, решающим задачу усвоения теоретических знаний по учебному предмету или уроком развития теоретического мыш­ ления младших школьником в системе развивающего обучения В.В. Давыдова. 2. Любая образовательная система (образовательный про­ цесс) обладает ограниченным образовательным потенциалом. И достижение сразу нескольких целей (тем более тех, которые входят в противоречие друг с другом) становится весьма пробле­ матичным. 3. Сегодня в нарушение всех методологических традиций мы сталкиваемся с обстоятельством, когда системообразующим ком­ понентом педагогической деятельности становится не целевой, а контрольно-оценочный ее компонент, подготовка к предстоящему экзамену. Именно в соответствии с этой «квазицелью» (разумеется, никем не декларируемой, но активно реализуемой во множестве образовательных практик) осуществляется отбор содержания и выбор инструментально-технологических составляющих про­ цесса обучения. 4. Цели, прямо ориентирующие проектирование образователь­ ного процесса на развитие, воспитание, самоактуализацию и само­ определение ученика в процессе обучения, остаются в лучшем случае благими пожеланиями, подразумевая, что они имманентно достигаются в ходе усвоения учениками учебного содержания. 5. Два основных федеральных документа, регламентирующих образовательный процесс в школе (ЕГЭ и ФГОС), на сегодняшний день находятся в вопиющем методологическом противоречии: один ориентирован преимущественно на предметные результаты обучения, а второй —еще на личностные и метапредметные, ко­ торые через контрольно-измерительные материалы ЕГЭ не выяв­ ляются по причинам, описанным выше. 6. Положение с неопределенностью общей стратегической линии развития школьного образования усугубляется новыми ини­ циативами, связанными с удаленным интернет-обучением и введе­ нием инструментов организации онлайн-курсов вместо традицион­ ного обучения. 162

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz