Левитес, Д. Г. Общество и школа: вызовы и ответы : монография / Д. Г. Левитес. — Москва : ИНФРА-М, 2025. — 218 с. — (Научная мысль).

3. Компетенизация содержания образования свела на нет фун­ даментальность и энциклопедизм (как главные признаки общего образования) и породила утилитаризм и функционализм (человек- потребитель, человек-функция). 4. Резкое снижение содержания естественно-научного образо­ вания разрушило у целого поколения целостную научную картину мира, что привело к процветанию лженаучных увлечений. 5. Тестовые формы контроля разрушили традиционную це­ лостность и системность мировоззрения школьников и студентов. *** Столь обширное цитирование, приведенное выше, с одной сто­ роны, представляет собой попытку представить проблематику со­ стояния школьного образования в оценках его непосредственных участников, организаторов и экспертов. А с другой стороны, это вызвано необходимостью подготовить читателя к последующему разговору (внутреннему диалогу), в ко­ тором некоторые сентенции автора могут показаться безоснова­ тельными или излишне категоричными. На самом деле за ними стоит знание не только методологии об­ разования и общей дидактики, но и школьных реалий как по соб­ ственной педагогической и преподавательской практике, так и по общению с большим количеством нынешних учителей и ме­ неджеров образования. 6.2.7. Диагноз: системный кризис Если при обсуждении перечисленных выше направлений, целей и задач модернизации отечественной школы в студенческих группах они воспринимались будущими учителями как должное («А что, это все ведь действительно нужно: и развитие, и социа­ лизация, и фундаментальные знания, и ключевые компетентности, и метапредметные умения, и исследовательская и проектная дея­ тельность, и инклюзивное образование, и воспитание гражданина, и умение самому обучаться в Сети ...»), то в учительских аудито­ риях откровенный разговор заканчивался, как правило, тем, что «это, конечно, все замечательно, ноурок не “резиновый”, а мне ребят к ЕГЭ готовить нужно! А через материалы ЕГЭ все эти прекрасные вещи не проверяютсяз>. Если попытаться перевести эти эмоциональные, но вполне объ­ яснимые заявления на язык теоретической педагогики, то мы с не­ избежностью приходим к следующим обобщениям, проведенному выше анализу внутренних проблем —вызовов школьному образо­ ванию. Каждая из вышеперечисленных целей и направлений педаго­ гической деятельности, безусловно, актуальна для общего образо­ 161

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz