Левитес, Д. Г. Общество и школа: вызовы и ответы : монография / Д. Г. Левитес. — Москва : ИНФРА-М, 2025. — 218 с. — (Научная мысль).

9. Здоровье учащихся. 10. Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья. 11. Воспитание (формирование) личности. 12. Идеология (ценности) образовательной политики. Но теперь, возможно, придется признать тринадцатую — проблему публичного насилия в школе*. В качестве причин складывающейся социально-педагогической ситуации, о страшных проявлениях которой мы говорили выше, Олег Смолин называет следующие: • психологическое и психическое состояние детей, • бюрократизация школы, • эмоциональное выгорание учителей, • агрессивная информационная среда1. деятельности, как и многие другие, которая сегодня демон­ стрирует свой “ошеломляющий”результат». • «Модель начала работать в обратную сторону — не ра з­ вития, а деградации школьника/студента потому, что на самом деле образование — не услуга. А если и услуга , то только инве­ стиционная. Продукт образования — не балл ЕГЭ и не цвет университетского диплома, а успешное будущее выпускника. Успешный же выпускник определяется не количеством тестовых баллов, а успехом, достигнутым в реальной жизни. Это, говоря экономическим языком, “человеческий капитал”. Этот капитал не может проявиться в процессе обучения или даже через два года после выпуска. Если результат образования — человек и в процессе он деградирует, тут и надо разбираться, почему модель не рабо­ тает • «Деградация проявляется не только в том, что Россия се­ годня оказалась за пределами первой сотни стран, которые привле­ 1 См.: Мишалов Н. Образование «живое» и «мертвое» / / Проза.ру. URL: https://proza.ru/2022/! 1/06/742. Александр Азуан — доктор экономических наук, декан эко­ номического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова. «Модель начала работать в об­ ратную сторону —не развития, а деградации школьника». • сБеда в том, что в 1990-е годы в России была выбрана мо­ дель развития образования, со­ гласно которой образование — это такая же сфера рыночной 159

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz