Левитес, Д. Г. Общество и школа: вызовы и ответы : монография / Д. Г. Левитес. — Москва : ИНФРА-М, 2025. — 218 с. — (Научная мысль).

ляемой деконструкции объектов, она применяется для разрушения систем, подлежащих уничтожению. 2. Наблюдается разрыв между ценностными и целевыми ори­ ентирами. Это дезориентирует практиков и управленцев, создает почву для лицемерия и двойных стандартов в профессиональном пе­ дагогическом сообществе. 3. Современная российская система образования неэффективна еще и по причине дисбаланса финансирования между системами управления и надзора и собственно образовательными учрежде­ ниями. Контрольно-надзорная система за последнее время непро­ порционально разрослась, в то время как многие образовательные учреждения, как в сельской местности, так и в малых и больших городах, были расформированы и закрыты в ходе оптимизации. Таким образом, штат управленцев от образования и их оклады вы­ росли пропорционально числу расформированных образовательных учреждений, уволенных педагогов и преподавателей. 4. Сам процесс управления как механизм приведения деятель­ ности в соответствие с нормами (законами, нравственными прин­ ципами и т.д.) профанирован. По сути, мы имеем в настоящее время не столько управление образованием, сколько манипулиро­ вание педагогическим сообществом посредством жесткой адми­ нистративной регламентации действий педагога. В практике оче­ виден шантаж практикующих педагогов функциональными обя­ занностями. 5. Это неизбежно следует за потерей ценностных оснований педагогической практики. Осмысленная деятельность, направ­ ленная на получение осмысленных результатов, превращается в формальное функционирование. И роль чиновника при этом сво­ дится к четкому обеспечению этих формально функционирующих процессов. Механизмы образовательной системы работают, а ожидаемого для общества и государства результата не получа­ ется. 6. ЕГЭ как универсальный количественный показатель ка­ чества освоения образовательных программ общего образования многими оценивается как инструмент, оказывающий разруши­ тельное влияние на фундаментальное ядро образования и уровень образования. 7. Однако у процедуры ЕГЭ есть и другая сторона, благодаря которой она имеет много защитников. Создавая видимость неза­ висимой оценки качества образования, он позволяет формировать технологичные системы с их последующей монополизацией. Этот процесс формирует специфический социальный слой менеджеров в образовании, которые мыслят не педагогическими категориями 155

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz