Левитес, Д. Г. Общество и школа: вызовы и ответы : монография / Д. Г. Левитес. — Москва : ИНФРА-М, 2025. — 218 с. — (Научная мысль).
Речь идет о том, что воспитывающая, собственно педагогическая, направленность обучения постепенно «вымывается» элементарным натаскиванием к экзамену. Эмпирический срез Иван Федоров, учитель истории школы № 4, г. Дмитров, Мос ковская область: ЕГЭ сломал логику школьной жизни в 10-м и особенно в 11-м классе? Все наши усилия, а ведь школа выполняет не только обуча ющую, но и воспитательную задачу, ЕГЭ ломает. Школьная жизнь стала однобокой с ярко выраженной ориентацией на подготовку к ЕГЭ (выделено мной. —Авт.)'. Последствия экзаменационных гонок. Взгляд психиатра «Ни в школах, ни во многих семьях не задумываются о том, ка ково ребенку в этой системе. Сначала школьнику на протяжении многих лет внушают мысль 0 “судьбоносном ЕГЭ” и заветных показателях: марафон, в конце которого определяется твоя главная ценность и решается даль нейшая судьба. А впереди его ожидают один-два предэкзаменаци онных года с максимально интенсивной учебой. А когда наконец начинаются экзамены, подростка везут в чужую школу к незнакомым людям, тщательно садят в окружении камер — а в некоторых местах еще и проводят незаконные обыски — и за ставляют в условиях ограниченного времени “подвести результат многолетней учебы”. И все это на фоне переходного возраста, масштабной гормо нальной перестройки и трудностей социальной адаптации. Результат — обмороки, нервные срывы, запредельный уровень стресса во время экзаменов. Но и это лишь верхушка айсберга. Многие школьники “выбывают из игры”еще до финишной прямой. Неврозы. На фоне подготовки к ЕГЭ у многих школьников раз виваются невротические расстройства: постоянная фоновая тре вожность, приступы паники с физиологическими симптомами (боль в сердце, одышка, головокружение и т.д.), психосоматические нару шения сердечно-сосудистой системы, пищеварения, дыхания, эндо кринных органов на фоне постоянного стресса. Нервное истощение. Уребенка нарушается работа когнитивных функций мозга: он больше не может концентрироваться на учебе и постоянно отвлекается на любые мелочи, становится рассеяннъш и не способен запоминать большие объемы информации. Он страдает от чувства постоянной усталости, нарушений сна и аппетита. 1 См.: Учить или натаскивать? Подготовка к ЕГЭ не должна ломать жизнь школы / / Учительская газета. URL: https://ug.ru/uchit-ili-nataskivat-podgotov- ka-k-ege-ne-dolzhna-lomat-zhizn-shkoly/. 151
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz