Левитес, Д. Г. Общество и школа: вызовы и ответы : монография / Д. Г. Левитес. — Москва : ИНФРА-М, 2025. — 218 с. — (Научная мысль).

А еще раньше, в 2003 г., когда эксперимент по ЕГЭ только на­ бирал силу, в другой своей работе мы писали о потенциальной опасности, которую несет Единый государственный экзамен1. В частности, в ней выдвигалось предположение, что у его инициаторов отсутствует понимание или желание понимать тот факт, что качество образования — это не только качество ре­ зультата, но и качество процесса и что результаты образования бывают разные: не только те, которые измеряются квалиметри- чески в ходе текущего, промежуточного и итогового контроля, но и иные, отдаленные, с трудом подвергающиеся аналитиче­ скому разложению в ходе критериального контроля и оценки, связанные в первую очередь с воспитывающей и развивающей функциями обучения. Проблема ЕГЭ не в качестве КиМов и не в технологии про­ ведения самого экзамена, а в редукции целостного учебно- воспитательного процесса на воспитывающую и развивающую функции. Если в этом процессе изменить некоторые составляющие, на­ пример контрольно-оценивающую, то это неминуемо повлечет за собой изменения в содержании образования и технологиях обучения, и тогда эти самые отдаленные результаты либо стано­ вятся вообще недостижимыми, либо принимают незапланиро­ ванные и уродливые формы. Такова сущность и логика процесса обучения. Напомню, это было написано в 2003 г., и вот сегодня эти самые «незапланированные и уродливые формы» такого обучения рас­ цвели пышным цветом. И это относится не только к ученикам: в школы пришло молодое поколение учителей, которые на своем ученическом опыте не уз­ нали и не испытали, что такое воспитывающее и развивающее обучение, а поэтому, ориентируясь на предстоящий экзамен, они проектируют и организуют процесс обучения соответствующим образом. Именно таким образом учитель как педагог превращается в так называемого эффективного преподавателя, готовящего своих уче­ ников к предстоящему экзамену. Разумеется, в профессиональной деятельности одно другого не исключает: хороший учитель на своих уроках всегда умел делать и то и другое. 1 См.: ЛевитесД.Г. Автодидактика. Теория и практика конструирования соб­ ственных технологий обучения: учеб. пособие. М.: МОДЭК. 2003. 320 с. 150

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz