Левитес, Д. Г. Общество и школа: вызовы и ответы : монография / Д. Г. Левитес. — Москва : ИНФРА-М, 2025. — 218 с. — (Научная мысль).
овладевают универсальными навыками исследовательской дея тельности (выявлять противоречия, находить и формулировать проблему исследования, определять его предмет и объект, форму лировать гипотезу, разрабатывать (самостоятельно!) план экспе римента для ее проверки), — процесс обучения становится для ученика более осмысленным. Это умения, которые необходимы каждому образованному чело веку, тем более тому, кто собирается продолжать образование. Занимаясь математикой, не забывать напоминать ребятам на каждом уроке, что таким образом они, что называется, ум в по рядок приводят (развивают умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы и умозаключения, выстраивать систему доказательств). Групповая работа при изучении исторического события или литературного произведения развивает способности работы в ко манде (выстраивание системы доказательств для отстаи вания своей точки зрения, восприятие иной точки зрения и кор рекция собственной, выполнение в группе разных социальных ролей, предупреждение и регулирование конфликтов). Если после такого «введения» в урок задать ученикам полушут- ливый-полусерьезный вопрос «Кто считает, что такие умения не нужны будущему инженеру, юристу, экономисту или социологу?», то вопрос «Зачем?» снимается сам собой. Но чаще всего от ученика требуют выполнить предложенное задание, не давая возможности определиться с собственными мо тивами, смыслами и целями учебной деятельности, т.е. стать пол ноценным субъектом собственного учения, и он остается объектом управления со стороны учителя. И наконец, то, что касается такого компонента содержания общего образования, как опыт эмоционально-ценностных отно шений, опыт сочувствия и сопереживания при изучении нового учебного материала (отношение к животным при изучении зоологии, отношение к здоровью при изучении анатомии и физиологии, отно шение к себе и к своей жизни при изучении литературы, отношение к Родине при изучении истории и т.п.)... Вроде бы все понимают необходимость трансляции этого опыта в содержание образования на уровне учебного предмета (если даже не ставить специальных задач воспитания, то хотя бы для более эффективного усвоения тех же знаний). Однако ограниченный образовательный потенциал урока (как, впрочем, и любой образовательной системы) не позволяет учителю (как он полагает!) расходовать драгоценное время на создание особых нравственно-этических и проблемных ситуаций на уроке, для актуализации жизненного, доучебного опыта, для рассказа 148
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz