Левитес, Д. Г. Общество и школа: вызовы и ответы : монография / Д. Г. Левитес. — Москва : ИНФРА-М, 2025. — 218 с. — (Научная мысль).
ствующие социально-экономические и экологические проблемы свидетельствуют не о недостатке производительных сил челове чества, а о социокультурном, духовно-нравственном кризисе меж национальных и социальных отношений. Однако, как пишет И.М. Дзялошинский, «... произнесенные на этом форуме прекрасные слова так и остались словами. И вместо мира взаимодействующих ради общих целей сообществ людей мы имеем мир противоборствующих государств, каждое из которых стремится доказать всем другим, что его сегодняшние интересы важнее интересов всех остальных стран. В угоду этим интересам, очень часто никак не сформулированным, разворачи вается открытая и скрытая борьба, результатом которой я в ляется продолжающееся уничтожение мировых ресурсов и очень часто — человеческих жизней. Человечество в значительных своих сегментах успешно вернулось во времена войны всех против всех, камуфлируя это одичание множеством высокопарных слов о суве ренитете, заботе о народном благе, внешних врагах, покушающихся на национальные святыни, и т.д. и т.п. Былые надежды на то, что интернет и новые информационно-коммуникационные тех нологии помогут преобразовать мир в лучшую сторону, оказались нереализованными »1. В осмыслении происходящего учителям и родителям могла бы помочь наука, но объяснения ученых порой либо раскрывают и описывают отдельные стороны действительности (смногопо лярный мир», «постиндустриальное общество», «информационное сообщество», «постмодерн», «экономический кризис», «крах либе ральной идеи» и т.п.), либо носят столь обобщенный, абстрактный характер (V глобальное сообщество, находящееся в ситуации цивили зационного слома»), что вряд ли чем могут помочь взрослым (учи телям и родителям) в подготовке подрастающего поколения к вхо ждению во взрослую жизнь. Людям тревожно жить в этом мире, опыта проживания в ко тором ни у них самих, ни у их родителей не было. Но если подро сток, как слепой кутенок, тычется в разные стороны, пробуя и себя, и этот мир «на прочность», что приводит иногда к катастрофиче ским последствиям и для него самого, и для окружающих, то учи тель в силу своего профессионального предназначения, как и во все времена, должен учить, как жить («педагог —ведущий ребенка»), 1 См.: Дзялошинский ИМ. Философия цифровой цивилизации и трансфор мация медиакоммуникаций : монография / под ред. Л.К. Лободенко. Челя бинск: ЮУрГУ, 2020. 551 с. 13
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz