Левитес, Д. Г. Общество и школа: вызовы и ответы : монография / Д. Г. Левитес. — Москва : ИНФРА-М, 2025. — 218 с. — (Научная мысль).

внешний отрицательный характер («выучить, чтобы не получить плохую отметку»), а это означает, что в обучении ученик не вы­ ступает как субъект учебной деятельности, а становится объектом управления со стороны тех, кто его обучает. Как уже говорилось выше, в такой ситуации личностно-ориентированное обучение ста­ новится просто декларацией, а само подобное словосочетание пре­ вращается в привычное речевое клише. Стремительно нарастает феномен скрытого или явного игно­ рирования учебных предметов, по которым не сдается Единый государственный экзамен. Как следствие — из школы выходит масса выпускников, не получивших качественного общего об­ разования. Процесс трансляции «знаниевого» компонента содержания образования происходит в рамках традиционной предметно­ дисциплинарной модели (школьники изучают более двадцати предметов), что делает усвоение содержания образования фраг­ ментарным, «разорванным», не позволяющим сформировать це­ лостную, эмоционально-значимую, научную картину мира в со­ знании ученика. Это, в свою очередь, не позволяет сформировать у него собственное личное отношение к мирозданию — мировоз­ зрение. Второй компонент содержания образования как педагогического адаптированного социокультурного опыта — «деятельностный» — направлен на усвоение школьником множества предметных умений, начиная от умения делать микропрепарат и кончая реше­ нием квадратных уравнений. И сегодняшний школьник вполне ло­ гично задается вопросом, для чего ему нужно это уметь делать, если никогда в жизни потом этими умениями он не воспользуется. («Зачем мне ваши квадратные уравнения, если я собираюсь стать юристом?») Такому школьнику было бы легче установить в своем сознании корреляцию между академической успеваемостью и будущей жизненной успешностью, а значит, и более осмысленно подойти к овладению этими умениями, если бы ему объяснили, что, делая лабораторную работу по химии или математике, он овладевает не только предметными, но и метапредметными (интеллектуаль­ ными, органиазционно-практическими, исследовательскими, коммуникативными, рефлексивными) умениями, которые нужны любому образованному человеку независимо от профессии. Эмпирический срез Если до того, как приступить к выполнению лабораторной и практической работы по физике, химии или биологии, поговорить с ребятами о том, что, собирая электрическую цепь, делая микро- препарат или получая вещество в лаборатории, они на самом деле 147

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz