Левитес, Д. Г. Общество и школа: вызовы и ответы : монография / Д. Г. Левитес. — Москва : ИНФРА-М, 2025. — 218 с. — (Научная мысль).

Более того, в совокупности с сохраняющимися декларациями о гуманистических ценностях и смыслах школьного образования и его личностно-ориентируемом характере это противоречие ро­ ждает недоверие и цинизм у школьников и плохо скрываемое раз­ дражение и внутреннее отторжение у учителей. Духовно-нравственное воспитание в соответствии с его за­ кономерностями и принципами, открытыми и обоснованными педагогической наукой и веками существующими в различных образовательных практиках, —это -«ювелирное» по сложности и тончайшее, иногда почти интимное, т.е. скрытое от публич­ ности, проникновение во внутренний мир человека. Формализация и бюрократизация — эти стороны педаго­ гической деятельности могут дать совершенно обратные лич­ ностный и социальный эффекты. 6.2.2. Что думают о целях школьного образования учителя и ученики В контексте разговора о целях школьного образования важно выяснить, как к ним относятся разные субъекты образовательной (педагогической и учебно-познавательной) деятельности — уче­ ники и учителя. Выводы последних социологических исследований говорят о том, что основные субъекты школьного образования отвечают на этот вопрос по-разному. Так, выяснилось, что ученики считают: школа должна дать и хорошую предпрофессиональную подготовку, и помощь в профессиональном самоопределении. Учителя же оказались в большей степени ориентированы на культурно-нормативные представления о социальных функ­ циях образования: сохранение и трансляция культуры, развитие учеников и их социализация. На вопрос «Кого, по вашему мнению, в первую очередь должна готовить школа?» школьники (большинство опрошенных) отве­ чали: -«Человека, добивающегося в жизни своего», и -«Человека, «способного обеспечить свое благосостояние». Для этих ребят оказывались привлекательны те личностные модели, где выра­ жены индивидуалистическая направленность (ценностная значи­ мость «своего»), стремление к самореализации и достижению со­ циального (материального) успеха. На тот же самый вопрос учителя отвечали: воспитание -«крити­ чески мыслящих людей, готовых брать на себя ответственность», «творческих, квалифицированных специалистов», «людей, спо­ 145

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz