Левитес, Д. Г. Общество и школа: вызовы и ответы : монография / Д. Г. Левитес. — Москва : ИНФРА-М, 2025. — 218 с. — (Научная мысль).

6.2. ВНУТРЕННИЕ ПРОБЛЕМЫ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В предыдущих главах мы рассматривали проблемы глобали­ зации и цифровизации образования, особенности формирующегося рынка труда, кризис современной семьи и изменения в характери­ стиках и динамике развития современного ребенка школьника как внешние вызовы отечественной системе школьного образования. И вот в такой непростой социально-образовательной ситуации этот «новый» ребенок (см. гл. 5) приходит в традиционную школу — ту, в которой продолжает функционировать трансляционная мо­ дель образования, где под образованием понимается процесс и результат трансляции педагогически адаптируемого социокуль­ турного опыта от поколения к поколению в процессе обучения и воспитания. Эта школа, по мнению многих теоретиков и педагогов-пра- ктиков, сегодня сама испытывает системный кризис. Рассмотрим основные его признаки. 6.2.1. Цели обучения ■«Как вы яхту назовете —так она и поплывет ». Приведенный в предыдущих главах далеко не полный анализ тех реалий, в которых работает отечественная школа, естественным образом подводит исследователя к вопросу о стратегии модер­ низации (или реформирования?!) отечественного образования, и в частности о стратегических целях этих преобразований, ко­ торые в соответствии с методологической традицией являются системообразующим компонентом педагогической деятельности, т.е. определяют направления отбора и конструирования содер­ жания образования и инструментально-технологического обеспе­ чения его усвоения учениками в процессе обучения. Что же это за цели? Эмпирический срез Только за последние 20 лет автору приходилось выходить в сту­ денческие группы и учительские аудитории с обсуждением таких «инновационных» целей общего образования, как: — Развитие личностного потенциала ребенка (потребностей и способностей) как главный показатель успешности образова­ тельной деятельности. — Создание возрастосообразной образовательной среды для каждой ступени образования. — «Скрытое* образование как фактор повышения его ка­ чества. — Формирование ключевых компетентностей школьников. 142

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz