Левитес, Д. Г. Общество и школа: вызовы и ответы : монография / Д. Г. Левитес. — Москва : ИНФРА-М, 2025. — 218 с. — (Научная мысль).

лерантной (у которой « Я-идеальное » и « Я-реалъное » практически совпадают). 2. Ответственность. Локус контроля толерантной личности — интерналъный (принятие на себя ответственности за события, происходящие с ней). В отличие от этого интолерантная личность обладает экстернальным локусом контроля, приписывая внешним событиям регулятивную роль в жизни (стремление во всем обви­ нять других). 3. Потребность в личной независимости. Обнаружено, что толе­ рантная личность больше ориентирована на себя в работе, творче­ ском процессе, теоретических размышлениях. Такие люди стремятся к личной независимости. У интолерантных людей сильно выражено стремление принадлежать к тем или иным социальным группировкам. 4. Способность к эмпатии. Толерантной личности присуще ощу­ щение понимания и сопереживания психологического состояния другого человека, воображаемое перенесение себя в мысли, чувства и действия другого и структурирование мира по его образцу. Инто- лерантные личности в меньшей степени социально чувствительны и менее адекватны в оценках других людей. 5. Открытость новому опыту. Толерантные люди легко воспри­ нимают все новое, проявляют гибкость и готовность к изменениям, склонны к творчеству. Интолерантные личности настороженно относятся к неопределенности, проявляют повышенное стремление к упорядоченности и приветствуют авторитаризм как макси­ мальное проявление социального порядка '. Особое внимание в нашей работе акцентируется на необходи­ мости и условиях формирования ценностных ориентиров у со­ временных школьников (введение, гл. 1), в связи с чем большой интерес представляет исследование социально-психологических особенностей современного подростка, проведенное сотрудни­ ками Южноуральского государственного гуманитарно-педагогиче­ ского университета (г. Челябинск) Е.Г. Черниковой, Т.Г. Пташко, Н.А. Соколовой в 2018 г. Это исследование позволило собрать следующие значимые эм­ пирические результаты: 1. Самыми важными дляреспондентов-подростков человеческими проблемами оказались: — возможность новой мировой войны (64,2%). Авторы обра­ щают внимание на то, что пять лет назад таких подростков было меньше - 46,5%, 1 См.: СомоваНЛ. Программа психолого-педагогического сопровождения раз­ вития социальной толерантности младших подростков / / Психология обра­ зования: культурно-исторические и социально-правовые аспекты: материалы III Национальной научно-практической конференции. М., 2006. С. 56-58. 131

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz