Левитес, Д. Г. Общество и школа: вызовы и ответы : монография / Д. Г. Левитес. — Москва : ИНФРА-М, 2025. — 218 с. — (Научная мысль).
0 .В . Унру считает, что показательной характеристикой под ростка является его восприятие мира, которое идет через субъ ективную оценку других людей, отношение к которым основано на системе ценных для него качеств1. В настоящее время внимание многих отечественных и зару бежных ученых привлекает проблема формирования у подростков толерантности и идентичности2. В психологической науке толерантность рассматривается в не скольких аспектах: толерантность как устойчивость к манипуляции и противостояние влиянию, психологическая устойчивость в де структивных и подавляющих ситуациях, фрустрационная толе рантность. Наиболее емким является понимание толерантности как устойчивости к конфликтам, в отличие от суженной и вызывающей недоразумения интерпретации ее как терпимости3. «Система ценностей подростка, основанная на дуализме добра и зла, жестка и бинарна, но именно ее он пытается наложить на окружающий мир. Именно в подростковом возрасте обнару живается своего рода “зазор ”между толерантностью типа “А ” и толерантностью типа “Б ”: подросток уже не способен к тому типу принятия, которое было характерно для ребенка, и еще не способен к тому терпению, которое характ ерно для взрослого >А. Н.Л. Сомова выделяет следующие психологические предпо сылки развития толерантного сознания: 1. Потенциал для развития самосознания и сформированная эго- идентичность. Толерантная личность обладает значительным раз рывом между «Я-идеальным» и «Я-реальным » в отличие от инто- 1 См.: Унру О.В. Экспериментальное исследование системы ценностей под ростков в детской общественной организации / / Системная психология и социология. 2015. № 1 (13). С. 73-82. 2 Артемьева ВА . Чувство толерантности в подростковом возрасте / / Мо лодой ученый. 2014. № 7 ( 66 ). С. 486-489. URL: https://moluch.ru/ archive/66/10933/; Dahl V. Reducing Adolescents’ Approval of Political Violence. The Social Influence of Universalistic and Immigrant-Friendly Peers / / Zeitschrift fur psychologie-journal of psychology. 2017. Vol. 225. № 4. P. 302-312; Erentaite R., Vosylis R., Gabrialaziiciute I. How does School Experience Relate to Adolescent Identity Formation Over Time? [Cross- Lagged Associations between School Engagement, School Burnout and Identity Processing Styles] //J o u rn a l of youth and adolescence. 2018. Vol. 47. № 4. P. 760-774. 3 См.: Жданова С.Ю. Отношение к другим в зависимости от отношения к себе / / Вестник ЧГПУ. Сер. 8 : Начальное образование. 2001, № 2. С. 38-43. 4 См.: Тульянова Н.А. О связи самопринятия и осознания Я-образа в си туации неуспеха / / Вестник МГУ. Сер. 14: Психология. 2001. № 3. С. 68-75. 130
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz