Левитес, Д. Г. Общество и школа: вызовы и ответы : монография / Д. Г. Левитес. — Москва : ИНФРА-М, 2025. — 218 с. — (Научная мысль).

зовом являются изменения в социально-психологических харак­ теристиках современных подростков и старших школьников. В многочисленных психологических и социологических на­ учных исследованиях выявлено, что у подростков сохраняется традиционная шкала ценностей, которая определяет их цели на бу­ дущее. Они ценят семью, стремятся к семейному счастью, благо­ получию в профессии, материальному достатку, общению с дру­ зьями. Вместе с тем они достаточно прагматичны и индивидуали­ стичны, поскольку ориентированы прежде всего на личный успех, удовольствия, отдых и развлечения, однако плохо представляют себе, как этого можно достичь. Кроме этого, стоит отметить дефицит увлечений и интересов, приоритетную нацеленность на общение в интернете, влекущее за собой неумение взаимодействовать вне виртуального про­ странства. Выявление отношения подростков к образованию не на­ ходит своего однозначного решения в исследованиях ученых. Так, Е.Я. Варшавская, изучая феномен NEET-молодежи, к которой от­ носятся молодые люди в возрасте 15-24 лет, являющиеся безработ­ ными или экономически неактивными и не стремящиеся получить образование, отмечает рост количества молодежи, относящейся к данной категории1. Другие исследователи находят доказательства тому, что глу­ бокие знания и успешная деятельность важны для подростков2. Это подтверждают и зарубежные исследователи, подчеркивая, что успеваемость и академическое благополучие играют опреде­ ленную роль в образовании учащихся подростков и при выходе из школы1. По мнению ряда исследователей, приоритетными для подростка являются нравственные качества: доброта, терпение, ответствен­ ность, дружелюбие4. 1 См.: Варшавская ЕЯ. Российская NEET-молодежь: характеристики и типо­ логия / / Социологические исследования. 2016. № 9 (2). С. 31-39. 2 См.: Вартанова И.И. Психологические особенности мотивации и ценностей у старшеклассников разного пола / / Психологическая наука и образование. 2017. Т. 22. № 3. С. 63-70. 3 См.: Widlund А., Тиотіпеп Н., KorhonenJ. Academic Well-Being, Mathematics Performance, and Educational Aspirations in Lower Secondary (Education: Changes Within a School Year) / / Frontiers in psychology. 2018. Vol. 9 (27). № 297. P. 43-50. 4 См.: Селиванова З.К. Динамика и взаимосвязь ценностных ориентаций и жизненных целей городских подростков / / Социологические исследо­ вания. 2013. № 8 . С. 80-86. 129

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz