Левитес, Д. Г. Общество и школа: вызовы и ответы : монография / Д. Г. Левитес. — Москва : ИНФРА-М, 2025. — 218 с. — (Научная мысль).
того, что ребенок торопится высказаться, но не успевает во внут реннем плане перевести мысль-символ в знаки. — Чувство тревоги и страха дополняется агрессией, которая проявляется у многих современных детей. Наблюдения за детьми раннего возраста свидетельствуют о том, что чаще всего они про являют агрессию при недостатке общения, человеческого тепла и необходимой -«порции»- информации. — Обладая смысловой сферой, ребенок требует от взрослых всевозможных разъяснений, и если не получает их, агрессия уси ливается. Причем сами по себе объяснения взрослых (куда сейчас пойдем, что будем делать и др.) только частично удовлетворяют потребности ребенка. Для снятия страха и снижения детской аг рессии взрослым следует организовать эмоционально-личностное общение и совместную деятельность с ребенком, что будет опти мизировать процесс познания окружающего мира. — Если раньше у ребенка был хорошо развит подражательный рефлекс и он старался повторять действия за взрослым, то у со временного ребенка преобладает рефлекс свободы. Он самостоя тельно выстраивает стратегию своего поведения. Если ребенок по нимает и принимает смысл поступка или действия, которое должен совершить, то он будет его выполнять. Если нет, то откажется, вы ражая протест вплоть до агрессии. — У современных детей система отношений доминирует над системой знаний. Смысловая сфера личности управляет развитием других четырех сфер: тела (физическое развитие), души (эмоцио нальное развитие), разума (ментальное развитие) и духа (развитие воли). Эти сферы личности должны развиваться гармонично с мо мента рождения. — Современные дети более практичны и самостоятельны просто потому, что родители посвящают работе намного больше времени, чем общению с ними. — Сегодня дети более открыто выражают и отстаивают свое мнение, испытывают сомнение в авторитетах, не реагируют на уди вительные вещи, открытия, однако готовы к принятию нового опыта и исследованию мира. — Вместе с тем нередко наблюдается снижение доверия к миру, дети чаще испытывают чувство враждебности, тревоги, неуверенности. Если в работе А.А. Буданцевой предметом исследования были изменения в психофизиологических характеристиках ребенка- дошкольника, что может представлять безусловный интерес для учителей, работающих в начальных классах, то для учителей и классных руководителей, работающих в основной и старшей школе, а также для родителей этих учеников определенным вы 128
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz